Щедрин подарил Московской консерватории свою библиотеку

31.01.2002 в 23:57

Родион Щедрин

Библиотека Московской консерватории получила в дар от Родиона Щедрина его личную нотную библиотеку. За прошедший век это самое крупное поступление в консерваторские библиотечные фонды, осуществленное на благотворительных началах.

По объему это собрание не уступает собраниям В. Одоевского и С. Танеева. А последние, как известно, стали основой библиотеки Московской консерватории, одной из крупнейших музыкальных библиотек страны. Предварительная опись коллекции Р.Щедрина содержит 685 наименований нотной литературы, охватывающей период с XVII по ХХ столетие.

«Фундамент» был заложен еще отцом композитора Константином Михайловичем, который так же, как и сын, был выпускником Московской консерватории, а затем преподавал здесь. Библиотека может служить зеркалом личности и времени. К примеру, 10-е годы ХХ века. В русском музыкальном обществе еще очень сильны влияния вагнеровских идей. Еще совершаются паломничества в Байрейт, еще свежи впечатления от постановки «Кольца нибелунга» на Мариинской сцене под управлением Э. Направника. В библиотеке старшего Щедрина ныне раритетные издания (SCHOTT) вагнеровских опер соседствуют с сочинениями Скрябина, еще одного властителя дум того времени...

С середины 40-х годов библиотека Щедриных формируется уже с учетом интересов двух музыкантов. 12-летний Родион Щедрин поступает в Хоровое училище. Увлекается композицией и игрой на рояле. Делает стремительные успехи, о чем свидетельствует автограф директора училища А.Свешникова и педагога по фортепиано Г.Динора на двуручном фортепианном переложении Девятой симфонии Бетховена: «Робику Щедрину — отличнику музыкальной учебы в 1946 — 47 учебных годах». А спустя полвека композитор Р.Щедрин получает почетный заказ написать симфоническое произведение, предваряющее знаменитую последнюю бетховенскую симфонию. Премьера Preludium состоялась в Нюрнберге в знаменательные дни начала третьего тысячелетия.

Автографы — пожалуй, самая ценная часть собрания Щедрина. Р.Щедрин — единственный из русских композиторов — обладает даже не одним, а тремя автографами К.Орфа. (Кстати, именно по рекомендации последнего Щедрин стал в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии искусств.) Несколькими же годами ранее, вскоре после американской премьеры второго концерта для оркестра «Звоны», заказанного Л.Бернстайном к 125-летней годовщине Нью-Йоркской филармонии, в библиотеке композитора появился автограф «Царя Игоря»: «С пристрастиемъ ... И.Стравинский». Сочинения Стравинского занимают почетное место в библиотеке Щедрина. Практически здесь представлен весь Стравинский, в том числе и такая редкость, как парижское издание партитуры «Петрушки» в редакции 1947 года, привезенной в подарок композитору Л.Брик и В.Катаняном в конце 50-х годов.

Библиотека Щедрина демонстрирует посвященным поистине энциклопедический кругозор ее обладателя: к примеру, XVII век и его центральная фигура — великий лейпцигский кантор. Но самое ценное, пожалуй, ХХ век. Здесь не осталось ни одного из творческих направлений, обойденных вниманием композитора. Французский, итальянский и польский авангард 50 — 60-х годов, современные американская, немецкая школы, классики века, в том числе уникальные издания партитур опер Б.Бриттена, А.Берга, Б.Бартока, Б.А.Циммермана, сочинения Ч.Айвза, А.Шенберга, А.Веберна, П.Хиндемита, О.Мессиана, Х.В.Хенце, П.Булеза, Л.Берио и Л.Ноно (последние с дарственными надписями)...

Внутренняя интеллектуальная жизнь обладателя библиотеки оставалась свободной и независимой от общепринятых установлений. (Напомним, что во времена, когда была собрана большая часть этой коллекции, у нас «процветал» кризис буржуазной культуры.) Широта эстетических интересов, которую демонстрирует библиотека Щедрина, позволяет понять, почему так востребован в мире его талант. По существу, с первых своих профессиональных шагов композитор открыт всему новому, яркому, и профессиональное знание для него — естественное жизненное состояние.

Библиотека Щедрина известна в кругу посвященных. Об этом свидетельствует, например, автограф Э.Денисова (кстати, не единственный в собрании Щедрина) на клавире оперы «Улисс» Л.Даллаппикколлы: «Дорогой Родион, мне очень хотелось подарить тебе что-нибудь ко дню твоего рождения, и я надеюсь, что этих нот в твоей большой библиотеке нет. Я тебя от души поздравляю с твоим юбилеем. Ты — настоящий композитор и очень хороший человек. Я тебе желаю всего самого доброго и прежде всего много новой и хорошей музыки. Искренне твой... 16.12.82 Эдисон».

Как-то Щедрин сказал, что настоящего композитора делает не школа, не личность педагога. Композитора делает он сам. Его острый и непредвзятый интерес к искусству. В этом смысле нотная библиотека самого Щедрина — своего рода коллективный учебник композиции, гармонии, формы, полифонии, оркестровки и истории музыки, бесценный опыт поколений, без познания которого трудно найти свою ариаднину нить в творческой жизни.

Екатерина Власова

реклама

вам может быть интересно

Под знаком Феллини Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Родион Щедрин

Коллективы

Московская консерватория

просмотры: 1154



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть