Паломничество того стоило

Госоркестр с Ведерниковым и Луганским

Похоже, что Госоркестр честно выполняет обещания своего худрука: усиленно работает над собой, активно концертирует, избегает случайных дирижеров и солистов. И на сей раз все было, как полагается: маэстро Александр Ведерников за пультом, Николай Луганский за роялем и весьма достойная программа из произведений двух великих «Б» — Бетховена и Брукнера.

В последнее время 4-й фортепианный концерт Бетховена по частоте исполнения в Москве бьет все рекорды. Наверное, поэтому Луганский исполнял его так, словно был уверен на все сто, что никаких открытий чудных здесь сделать уже не удастся. Играли, а точнее, наигрывали весьма неторопливо, как будто в полусне (так, что 1-я часть показалась раза в два длиннее, чем обычно), но довольно уверенно. С этим вялотекущим Бетховеном удачно гармонировала лениво-обыденная дирижерская манера Ведерникова. Оживление случилось только в коде финала, когда музыканты вдруг обнаружили интерес друг к другу, встрепенулись и мастерски поставили жирную, аккуратную точку в виде заключительного аккорда.

4-я симфония, во многом благодаря приподнятому эмоциональному тонусу и относительной компактности, остается одной из самых популярных в брукнеровском наследии. Однако у отечественных музыкантов маловато опыта в обращении с монументальными концепциями экзальтированного австрийца. Вот и в новейшей интерпретации по-настоящему убедительной оказалась лишь 1-я часть: ясно прочерчены опорные точки и кульминации, тщательно сплетены замысловатые полифонические кружева; пластично и изящно — совершенно в шубертовском духе — прозвучали побочные темы. Бодро начатое скерцо успели наметить только пунктиром: участники этой совсем нешуточной игры порой блуждали, терялись, но благополучно встречались в условленных местах. Некая «пунктирность» ощущалась и в самом звучании оркестра. То душа порадуется объемному, слаженному тутти, то приятно удивит сбалансированностью и строем медь, то виолончели вдруг заиграют, как в старые добрые времена. И вдруг именно там, где надо выдавать эмоции и трепетный, «пробойный» звук, проваливаются куда-то скрипки...

Кажется, далеко не самая простая и довольно громоздкая партитура оказалась попросту «не выигранной». Но несмотря на все «но», оставить впечатление исполнители сумели — впечатление цельное и вполне брукнеровское. И пусть знаменитые «восхождения» вершин Сан-Флориана так и не достигли, совершить это паломничество стоило. А посему будем считать, что Госоркестр сделал хоть и рискованный, но все же шаг вперед. Ведь кто не рискует...

Лада Аристархова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама