Нуриевские близнецы

Балетные фестивали в Казани и Уфе

12.06.2003 в 16:07

О том, что балет у нас есть не только в Москве и Петербурге, последнее время вспоминают в основном лишь в связи с фестивалем «Золотая Маска». Основные дискуссии о российской хореографии центральная пресса ведет, обсуждая преимущественно столичную жизнь. А эпизодические экскурсы в практику иных российских театров лишь подкрепляют представления о балетных проблемах, сложившиеся в этих дискуссиях. Главную беду большинство наблюдателей привыкло видеть в том, что Россия все никак не освоит европейский современный танец. С этой напастью соперничает другая: у нас практически исчезли хореографы. Затем обычно заходит речь о неровной выучке, стилистических и технических погрешностях исполнителей. Ну и наконец, о бедственном положении региональных театров.

Однако время от времени приходится усомниться, так ли уж верно выстроена иерархия этих проблем. Один из последних поводов к тому — фестивали памяти Рудольфа Нуриева в Казани и Уфе, посвященные 50-летию со дня профессионального дебюта великого танцовщика и 10-летию со дня его смерти. И в том и в другом театре — большие, по российским меркам, превосходно выученные труппы, демонстрирующие крепкую технику и чуткий актерский ансамбль в спектаклях разных стилей. Оба коллектива работают под руководством мастеров петербургской школы: Владимира Яковлева, возглавляющего казанскую труппу, и Леоноры Куватовой, одноклассницы Михаила Барышникова, а ныне — репетитора уфимской труппы и педагога Училища имени Нуриева.

В том, что касается солистов, Казань может гордиться яркими балеринами Еленой Щегловой и Еленой Костровой, виртуозом Бахытжаном Смагуловым и лириком Нурланом Канетовым. Но ставку труппа делает на приглашенных звезд. «Ну где еще ты увидишь на одном фестивале столько ведущих артистов из России и ближнего зарубежья», — с гордостью восклицает критик и импресарио Наталья Садовская, которая уже лет тридцать помогает Татарскому театру организовывать визиты гостей. «Фестиваль здесь существует уже семнадцать лет, а имя Нуриева он получил в 1992 году, когда Рудольф приехал в Казань, — рассказывают в театре. — Он дирижировал у нас оркестром и разрешил присвоить фестивалю его имя, а в знак согласия расписался на афише. Теперь мы всегда можем подтвердить, что его фамилия пишется через „и“: вот документ».

В этом году в Казани выступали солисты Театра Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Ледовская, проникновенно исполнившая Жизель, и Владимир Кириллов, представший элегантным Вакхом в «Вальпургиевой ночи», солисты Мариинки Наталья Сологуб (Одетта-Одиллия) и Леонид Сарафанов (Зигфрид), множество звезд Национальной оперы Украины, среди которых выделялись виртуозная Елена Филипьева (Китри) и заводной Денис Матвиенко (Базиль), а также монументальный Артем Дацишин (Солор).

Историческим событием стало участие артистов Большого, впервые выступивших в национальном балете «Шурале» Леонида Якобсона (раньше его танцевали в Казани только местные исполнители). Анастасия Меськова предстала трогательной Сююмбике, соединив лирические эмоции героини с темпераментом и твердостью характера, а Александр Петухов выступил в заглавной роли лешего Шурале. Через день Меськова блестяще исполнила Уличную танцовщицу в «Дон Кихоте». Она блеснула крепким вращением, упругими pas de chat, а главное — превратила вставной эпизод в единую драматическую сцену.

Уфимский театр гордится своим сотрудничеством с Юрием Григоровичем, который поставил здесь свои редакции «Лебединого озера», «Тщетной предосторожности», «Дон Кихота» и «Щелкунчика». Девять лет назад Юрий Григорович и Шамиль Терегулов, главный балетмейстер Башкирского театра, учредили на родине Нуриева балетный фестиваль, на котором в разные годы, наряду с гостями из Большого, Мариинки и других российских трупп, выступали танцовщики из Бразилии и Франции. Рядом с ними достойно выступают яркие уфимские солисты. На этот раз в центре внимания были Гульсина Мавлюкасова, подчеркнувшая драматизм образа Жизели и виртуозность женской партии па-де-де Обера, Елена Фомина, представшая строгой академичной Миртой и элегантно солировавшая в Гран па из «Дон Кихота», Руслан Мухаметов, сумевший вывести лесничего Ганса в ряд главных персонажей «Жизели», Гузель Сулейманова, блеснувшая крепкой техникой в партии Дианы, и Денис Зантдинов, ошеломивший публику атлетическим сложением и громадным прыжком в партии Актеона.

В этом году, в связи с юбилейными воспоминаниями о вкладе Нуриева в мировой балет, новый генеральный директор театра Анатолий Шишкин решил подчеркнуть, что Нуриев поддерживал молодежь (ведь именно он открыл миру таких звезд, как Сильви Гиллем, Лоран Илэр, Мануэль Легри, Моник Лудьер и других). Поэтому главными гостями фестиваля стали молодые артисты. У двоих даже состоялась личная премьера: прима «Кремлевского балета» Валерия Васильева и солист Большого Александр Волчков впервые выступили в «Спящей красавице». Публика тепло приняла грациозную артистку Большого Нелли Кобахидзе, поэтично исполнившую Седьмой вальс Шопена, а также победительную Анастасию Меськову, успевшую приехать из Казани и ошеломить зрителей уникальными тройными фуэте в па де де «Корсара».

Партнером Меськовой выступил испанский танцовщик Игорь Иебра, солист театра Бордо, работающий сейчас под руководством Шарля Жюда, любимого ученика Нуриева.

В роли Альберта в «Жизели» Иебра предстал зрелым артистом, предлагающим продуманные самостоятельные трактовки. В его танце органично соединяются европейское внимание к танцевальной форме и отделке деталей со стремлением следовать русской традиции глубоких психологических переживаний.

А самым почетным и интересным гостем фестиваля был знаменитый французский балетный критик и друг Нуриева Рене Сирвен. Он поделился своими воспоминаниями о великом танцовщике и преподнес в дар музею театра редкие издания, посвященные Нуриеву.

Ярослав Седов

реклама

вам может быть интересно

«Палочка Хоха» Классическая музыка
Чудо света Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть