Однажды в Америке: опять только девушки

Борис Эйфман поставил мюзикл «Кто есть кто»

Борис Эйфман — один из самых активных и успешных хореографов наших дней. Его мобильная труппа постоянно передвигается по миру, везде встречая любовь и признание. Подарком к юбилею Петербурга стал балет-мюзикл «Кто есть кто». Его мировая премьера состоялась в Бостоне, была показана в Чикаго и Нью-Йорке, на родине мюзикла, и всюду прошла с большим успехом.

Американская идиома «Who is Who» — не более чем броское название для спектакля, рассказывающего о двух танцовщиках, эмигрировавших в 20-е годы на Запад. Тогда уезжали артисты из многих театров, но опытный менеджер называет, по понятным причинам, самый знаменитый — Мариинский. Хореограф, он же автор сценария, вовсе не стремится ответить на вопрос, почему один из них (Алекс) добивается успеха, а другой (Макс) решает вернуться на родину. Приехав в Америку, они сталкиваются с жестким рэкетом. Голливудско-гангстерская сцена — талантливая транскрипция Эйфмана с языка кинематографического на хореографический. Заметив, что рэкетир Джонни по-джентльменски снисходителен к дамам и не отбирает их заработок, герои переодеваются в женские наряды. Невольно вспоминаются сцены из фильма «В джазе только девушки»: Алекс влюбляется в звезду шоу Линн, а к Максу воспылал страстью режиссер Билл. В результате нехитрых перипетий Линн отвечает взаимностью Алексу, а Макс бежит из-под венца. Прямо скажем: сюжет какой-никакой есть, а вот содержание... Кстати, первая сцена — «Эмигранты», где переселенцы с нехитрым скарбом, семьями и поодиночке, раскачиваясь на волнах, с тревогой вглядывались в будущее, его обещала. Щемящее чувство быстро улетучилось в череде пестрых сцен. Лирический дуэт двух танцовщиков, провоцирующий зрителя видеть причину эмиграции в их нетрадиционной ориентации, сменяется то комическими и мюзик-холльными, а то по-голливудски жестокими картинами американской жизни. Действие превращается в ряд эффектно поданных эпизодов, сшитых непрочной сюжетной нитью. Прав ли автор, определяя жанр как балет-мюзикл? Быть может, точнее — балет-шоу? К тому же сцены идут под фонограммы пьес американских джазовых музыкантов и композиторов-симфонистов, включая Рахманинова, тоже жившего в США.

Игнорируя балетных теоретиков, отстаивавших, начиная с XVIII века, идею единства драматургии, музыки и хореографии, Борис Эйфман всегда, за исключением нескольких ранних балетов, работает со «сборной» музыкой. Быть может, не от хорошей жизни. Ведь до сих пор коллектив не имеет даже своей сцены. Где уж тут думать об оркестре или платить композитору. Яркая хореография, умение использовать современные пластические и кинематографические находки неизменно приводят хореографа к зрительскому успеху. Борис Эйфман виртуозно владеет современным театральным танцем, всегда эмоционально, национально и социально окрашенным. Среди талантливо сочиненных номеров запомнились зарисовки на темы еврейской эмиграции, в частности, «Бруклинский рынок» и «Свадьба»; танцы мюзик-холльной дивы и герлс; виртуозные сцены бандитских разборок, лирический дуэт, неслучайно названный «Новая Золушка». В нем использован прием романтизации образа героини при помощи перемены обычных туфель на пуанты, найденный О.Виноградовым в балете «Золушка» почти сорок лет назад. Есть и «проходные» номера, которые не спасают ни хореография, ни профессионализм исполнителей.

Солисты и кордебалет танцуют, как всегда, выразительно, слаженно и с предельной самоотдачей. Иного Эйфман не приемлет. Сегодня его артисты представлены в новом для себя жанре, в котором уже чувствуют себя уверенно. Алексей Турко в роли Алекса, танцовщика Мариинского театра, выглядит красавцем премьером и профессионально этому вполне соответствует. Столь же выразителен Игорь Седько в трагикомическом образе Макса. Известные и опытные Юрий Ананян — рэкетир Джонни и Альберт Галичанин — режиссер Билл, представили пародийные кинотипы красавчика мафиози и престарелого жениха-режиссера. Но самой пластически убедительной и притягательной стала звезда шоу Линн в исполнении талантливой Веры Арбузовой. Нельзя не согласиться с американскими критиками, отмечавшими, что Арбузова танцевала с таким мастерством и перевоплощением, будто всегда работала в шоу. Разве что степ, которому учатся годами, ею освоен не вполне. Да и нужен ли он?

Самый востребованный теперь художник балетного театра Вячеслав Окунев был поставлен в труднейшие условия, связанные с номерной структурой спектакля. Но постоянный участник постановок хореографа легко решает эту проблему.

В «Кто есть кто» Борис Эйфман вновь повернул труппу новой гранью, заставив в который раз убедиться в бесконечных возможностях хореографии.

Марина Ильичева

реклама