Эксперимент под властью чувств

Премьеры Мюнхенского фестиваля

17.07.2003 в 11:33

Старейший в Европе Мюнхенский оперный фестиваль в этом году проводится в 128-й раз. Когда фестиваль достигает столь почтенного возраста, в его истории появляется немало памятных дат. Неудивительно, что в рамках нынешнего празднуют сразу два юбилея: 350 лет со времени появления оперы в столице Баварии и 25-летие мюнхенского театра CivillОs. (Именно в нем в 1781 году состоялась премьера моцартовского «Идоменея».) Игнорируя исторические факты, патриотичные баварцы утверждают, что оперу в Германии впервые исполнили именно в Мюнхене. Некоторые считают, что столица Баварии стала первым среди немецкоязычных и даже европейских городов (наравне с Венецией и Флоренцией), где привился этот жанр. Оперная история в Мюнхене развивается непрерывно, невзирая экономические кризисы или политические изменения в жизни страны.

Фестиваль, который проводит Государственная Баварская опера, обычно посвящают определенной теме. В нынешнем году это «власть чувств». Составляя программу, организаторы придерживаются раз и навсегда установленных правил: в ней обязательно должны быть оперы Моцарта, Вагнера и Рихарда Штрауса. Кроме того, в рамках фестиваля показывают лучшие оперные постановки прошедших сезонов и приурочивают к нему несколько премьер. На этот раз под властью чувств объединили 16 опер. Две премьеры — «Роделинда, королева Лангобардии» Генделя и «Видение в зеркале» Йорга Видманна — и репертуарные спектакли: «Похищение из сераля» Моцарта, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тангейзер» Вагнера, «Травиата» и «Фальстаф» Верди, «Электра» Рихарда Штрауса и местный долгожитель «Кавалер розы», принадлежащий перу того же композитора («Кавалера» включают в фестивальную афишу много лет подряд). Спектакли показывают в Государственной опере, CivillОs-театре и Театре принца-регента. Не ограничивая себя рамками оперного жанра, организаторы включают в программу балеты, концерты камерной музыки и авангардные сочинения современных композиторов. В этом году мюнхенских зрителей покорила звезда Мариинки Анна Нетребко, выступившая на гала-концерте в Национальном театре.

Стоимость фестивальных билетов от 10 до 190 евро. Для тех, кто не может купить даже самый дешевый из них, проводится программа «Опера для всех». На центральной площади Мюнхена Макс-Йозеф-Платц устанавливают огромный экран и показывают прямую трансляцию спектаклей Государственной оперы. Горожане с семьями, колясками и собаками загодя занимают места, принося с собой коврики, складные стулья и еду. И реагируют на оперные перипетии так же живо, как зрители какого-нибудь футбольного матча. В этом сезоне гвоздь программы «Опера для всех» — прямая трансляция «Фальстафа». Дирижировать будет легендарный Зубин Мета, музыкальный директор Государственной Баварской оперы и фестиваля.

Мюнхенский фестиваль всегда славился постановками опер эпохи барокко. Список премьер, где немало опусов Генделя и Монтеверди, в этом году пополнил еще один раритет «Роделинда, королева Лангобардии». Опера рассказывает о приключениях королевы Роделинды, которая считает, что ее муж убит, об интригах оставшегося в живых короля и претендентов на руку Роделинды и трон. Но это не помешало режиссеру Дэвиду Олдену перенести действие в наши дни и превратить «Роделинду» в современный спектакль (часть сцен играют у здания бара). Олден работает в Мюнхене не в первый раз. И разделяет мнение организаторов фестиваля, что музейная реконструкция оперы — один из самых неудачных способов ее постановки. Европейские режиссеры с радикальными вкусами обычно стремятся получить приглашение на постановку в баварскую столицу: они знают, что местная публика привыкла к экстремальным идеям и принимает на ура. Дирижирует «Роделиндой» знаток музыки барокко, англичанин Айвор Болтон. Когда он стоит за пультом, самые замысловатые композиторские построения наполняются живой энергией и мощью. Партию Роделинды исполняет Доротея Рёшманн.

В этом году организаторы фестиваля не ограничились современной трактовкой оперных раритетов. Двойной юбилей, подтверждающий респектабельность музыкального форума, заставил их задуматься: не пора ли расширять рамки оперного жанра, мало изменившегося за последние сто лет?

Сказано — сделано. Оперу для второй фестивальной премьеры заказали тридцатилетнему Йоргу Видманну. В 1997-м, после исполнения его «Острова сирен» на Варшавской осени, молодой композитор был награжден Баварским призом. С тех пор его считают «надеждой новой немецкой музыки». Опусы Видманна звучали на «Экспо-2000» в Ганновере и Мюнхенской биеннале. В прошлом году композитор получил Приз Хиндемита на музыкальном фестивале в Шлезвиг-Гольштейне. Его вокальные сочинения и этюды для скрипки исполняли весной в рамках Венских дней новой камерной музыки. Но только в Германии знают, что Видманн не просто композитор, он еще и кларнетист, исполнитель классических и современных сочинений.

Соавтором композитора стал драматург Мюнхенского Каммершпиле, писатель Рональд Шиммельпфеннинг. Имя Шиммельпфеннинга уже известно московским театралам: постановку его «Арабской ночи» в Штутгартском театре в июне показывали в рамках Чеховского фестиваля, а год назад ту же пьесу показывали на сцене МХАТа им.А.П.Чехова. В поисках новых форм соавторы решили связать оперу с последними достижениями науки. В частности, со взбудоражившей весь мир идеей клонирования человека. «Услышав название „Видение в зеркале“, большинство слушателей вспомнит писателей-романтиков и их идеи двойников и двойничества. Но ассоциация с романтизмом возникла случайно. На самом деле мы попытались прокомментировать одну из современных проблем. Понять, насколько опасны для современного человечества новейшие, часто непроверенные знания и технологии. Мы хотели сделать современный музыкальный театр таким же актуальным, как драматический», — сказал Видманн журналистам.

Сюжет актуальной оперы очень напоминает фантастический голливудский триллер. Супружеская пара Патриция и Бруно надеются поднять престиж своей фирмы, оплачивая исследования биоинженера Мильтона: ученый создает живую копию Патриции. Девушка, которую назвали Юстина, ничем не отличается от остальных людей. Но ей запрещено смотреть на себя в зеркало: что сделает Юстина, если поймет, что она всего лишь копия Патриции, не может предсказать даже ее создатель. Супруги представляют изобретение всему миру, правда поднять престиж фирмы им так и не удается. Бруно, влюбившийся в Юстину, сбегает с ней. Он хочет остановить исследования Мильтона, едет на консультацию в Париж — и гибнет в авиакатастрофе. Юстина, узнавшая от Патриции, что она — ее двойник, кончает жизнь самоубийством. Результатами эксперимента остался доволен только Мильтон. Он предлагает Патриции создать еще одну ее копию и сделать так, чтобы новый клон не мог испытывать никаких чувств. Дирижирует оперой специалист по современной музыке Петер Рундель. Постановку доверили режиссеру-дебютанту Фальку Рихтеру. Юлия Ремпе (Юстина) впервые поет в современной опере. Раньше ее репертуар состоял в основном из моцартовских партий. Оперу «Отражение в зеркале» в Мюнхене с нетерпением ждут. Билеты на премьеру и три последующих спектакля раскуплены месяц назад. Но закончить программу организаторы все же предпочли хорошо известными вагнеровскими «Нюрнбергскими мейстерзингерами».

Светлана Семенова

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Мюнхенский оперный фестиваль

Персоналии

Зубин Мета, Анна Нетребко

просмотры: 916



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть