Русские голоса из-за бугра

14.08.2003 в 23:43

Московский камерный хор

При том, какую скромную нишу занимают на рынке звукозаписей отечественные компании, не приходится удивляться, что русская музыка в исполнении московских музыкантов приходит к нам из-за рубежа. Вот и только что вышедший диск Московского камерного хора под руководством Владимира Минина «Русские голоса» («Russian Voices») был записан в Австрии. Естественно, адресован он в первую очередь западному слушателю, и чрезвычайно любопытно, как его, что называется, «позиционируют». Рекламная наклеечка на коробке сообщает следующее: «Музыка для души из Москвы. Неземной красоты русская хоровая музыка. Настоящая встреча классической музыки и музыки мира». «Музыка мира», значит, «традиционная музыка всех народов» — китайцев, индонезийцев, индейцев Перу и проч. Находиться на стыке «музыки мира» и европейской академической культуры сегодня невероятно модно. Только к данному диску все это не имеет никакого отношения.

Московский камерный хор имеет обширную дискографию, в том числе зарубежную. Коллектив записывает преимущественно русскую музыку — духовную и светскую, старинную и современную. На новом диске представлена исключительно светская музыка, можно сказать, «сливки» хорового концертного репертуара. Обширнее всего представлено творчество Георгия Свиридова (хоры «Зорю бьют» и «Стрекотунья-белобока» из «Пушкинского венка», «Табун», «Повстречался сын с отцом», Концерт памяти А.А.Юрлова). Затем идут сочинения Сергея Танеева — «Из края в край», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла», «Посмотри — какая мгла», «Молитва», «Увидал из-за тучи утес». Дополняют программу «Иисус Навин» Модеста Мусоргского (партию фортепиано исполняет Кристиан фон Герен) и отрывок из оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный».

Как видно, никакой национальной экзотики здесь нет, и Свиридов представлен вовсе не «Курскими песнями», и тексты почти сплошь из классической русской поэзии. Но у издателей своя логика. Видимо, так легче уговорить западного слушателя познакомиться со светской хоровой музыкой России, известной в мире значительно меньше, нежели музыка духовная. А там уж он, слушатель, сам разберется и оценит оперный ориентализм «Иисуса Навина» Мусоргского (эта музыка первоначально была написана композитором для оперы «Саламбо»), мужественный и строгий академизм хоров Танеева, который так созвучен исполнительскому стилю Московского камерного хора. Тем более что представляет эту музыку коллектив, давно и прочно вписавшийся в европейский музыкальный контекст. Так, Московский камерный хор — постоянный участник летнего оперного фестиваля в Брегенце (как раз в тех краях прошлым летом и была записана эта программа).

Необходимо отметить, что буклет к диску сделан с истинно европейской корректностью и с заботой о потенциальном слушателе, кто бы он ни был: тексты всех произведений приведены на четырех (!) языках. Так что, вздохнув о том, что новая запись Московского камерного хора явилась в англоязычной упаковке, остается радоваться качеству и упаковки, и, главное, самой записи.

«Русские голоса». Хоры Свиридова, Танеева, Мусоргского, Прокофьева. Московский камерный хор под руководством В.Минина.Deutsche Grammophon. 474 241-2. Дистрибьютер в России — Universal Music Russia.

Евгений Романов

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Владимир Минин

Коллективы

Московский камерный хор

просмотры: 834



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть