Русские голоса из-за бугра

14.08.2003 в 23:43

Московский камерный хор

При том, какую скромную нишу занимают на рынке звукозаписей отечественные компании, не приходится удивляться, что русская музыка в исполнении московских музыкантов приходит к нам из-за рубежа. Вот и только что вышедший диск Московского камерного хора под руководством Владимира Минина «Русские голоса» («Russian Voices») был записан в Австрии. Естественно, адресован он в первую очередь западному слушателю, и чрезвычайно любопытно, как его, что называется, «позиционируют». Рекламная наклеечка на коробке сообщает следующее: «Музыка для души из Москвы. Неземной красоты русская хоровая музыка. Настоящая встреча классической музыки и музыки мира». «Музыка мира», значит, «традиционная музыка всех народов» — китайцев, индонезийцев, индейцев Перу и проч. Находиться на стыке «музыки мира» и европейской академической культуры сегодня невероятно модно. Только к данному диску все это не имеет никакого отношения.

Московский камерный хор имеет обширную дискографию, в том числе зарубежную. Коллектив записывает преимущественно русскую музыку — духовную и светскую, старинную и современную. На новом диске представлена исключительно светская музыка, можно сказать, «сливки» хорового концертного репертуара. Обширнее всего представлено творчество Георгия Свиридова (хоры «Зорю бьют» и «Стрекотунья-белобока» из «Пушкинского венка», «Табун», «Повстречался сын с отцом», Концерт памяти А.А.Юрлова). Затем идут сочинения Сергея Танеева — «Из края в край», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла», «Посмотри — какая мгла», «Молитва», «Увидал из-за тучи утес». Дополняют программу «Иисус Навин» Модеста Мусоргского (партию фортепиано исполняет Кристиан фон Герен) и отрывок из оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный».

Как видно, никакой национальной экзотики здесь нет, и Свиридов представлен вовсе не «Курскими песнями», и тексты почти сплошь из классической русской поэзии. Но у издателей своя логика. Видимо, так легче уговорить западного слушателя познакомиться со светской хоровой музыкой России, известной в мире значительно меньше, нежели музыка духовная. А там уж он, слушатель, сам разберется и оценит оперный ориентализм «Иисуса Навина» Мусоргского (эта музыка первоначально была написана композитором для оперы «Саламбо»), мужественный и строгий академизм хоров Танеева, который так созвучен исполнительскому стилю Московского камерного хора. Тем более что представляет эту музыку коллектив, давно и прочно вписавшийся в европейский музыкальный контекст. Так, Московский камерный хор — постоянный участник летнего оперного фестиваля в Брегенце (как раз в тех краях прошлым летом и была записана эта программа).

Необходимо отметить, что буклет к диску сделан с истинно европейской корректностью и с заботой о потенциальном слушателе, кто бы он ни был: тексты всех произведений приведены на четырех (!) языках. Так что, вздохнув о том, что новая запись Московского камерного хора явилась в англоязычной упаковке, остается радоваться качеству и упаковки, и, главное, самой записи.

«Русские голоса». Хоры Свиридова, Танеева, Мусоргского, Прокофьева. Московский камерный хор под руководством В.Минина.Deutsche Grammophon. 474 241-2. Дистрибьютер в России — Universal Music Russia.

Евгений Романов

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Владимир Минин

Коллективы

Московский камерный хор

просмотры: 310



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть