Неизвестный великий Светланов

Евгений Светланов

6 сентября исполняется 75 лет со дня рождения великого русского дирижера Евгения Светланова. Маэстро не дожил до этой даты, и концерт, проводимый в Большом зале консерватории (организаторы — Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, Союз композиторов России, Международный союз музыкальных деятелей и Фонд Евгения Светланова), посвящен его памяти.

Светланов вошел в историю прежде всего как конгениальный интерпретатор русской музыкальной классики. Надолго останутся недосягаемым эталоном, к примеру, оперы Римского-Корсакова, исполнявшиеся под его управлением в Большом театре (особенно «Сказание о невидимом граде Китеже»). А записанную им Антологию русской музыки (включающую в числе прочего все 27 симфоний Николая Мясковского) справедливо называют творческим подвигом. Впрочем, и в западном репертуаре у маэстро также было немало крупных достижений. Многим памятен его вердиевский «Отелло» в Большом театре. Если бы не преждевременная смерть, мы бы услышали в этом сезоне на той же сцене «Мадам Баттерфляй» Пуччини под его управлением...

Мемориальному концерту предпослано заглавие «Неизвестный великий Светланов». Слово «неизвестный» в сочетании с этим именем выглядит более чем парадоксально. Организаторы имели в виду композиторское творчество Светланова, который именно эту свою ипостась полагал главной. «Я считаю себя последователем всей русской школы», — говорил маэстро, в числе особенно близких себе по духу предшественников называя в первую очередь Римского-Корсакова и Мясковского. Но и применительно к Светланову-композитору эпитет «неизвестный» представляется явной гиперболой. Произведения композитора Светланова периодически исполнялись Светлановым-дирижером, причем не только в России, многие из них записаны. И на панихиде в Большом театре в мае прошлого года звучали записи его сочинений. В своем завещании Евгений Федорович писал: «Поскольку я не был избалован при жизни как композитор, пусть хотя бы на прощание люди послушают мою музыку, для которых она может явиться настоящим откровением». Его воля была выполнена.

Программа юбилейного концерта тоже целиком состоит из произведений Светланова. В нее вошли симфоническая поэма «Прелюды», написанная и впервые исполненная в конце 60-х годов. Концерт для фортепиано с оркестром написан в 1961 году, но только пятнадцать лет спустя, уже в новой, двухчастной редакции исполнен самим автором в качестве солиста (Светланов был еще и незаурядным пианистом). Прозвучат также «Три русские песни» для голоса с оркестром, «Русские вариации» для арфы и струнного оркестра, «Испанская рапсодия» для большого симфонического оркестра.

Произведения Евгения Светланова будут исполняться Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением П.Когана, который этим концертом открывает свой юбилейный сезон. За дирижерским пультом — Александр Вакульский (Нидерланды). Солисты — Владимир Овчинников (фортепиано), Галина Бойко (сопрано) и Татьяна Осколкова (арфа).

Максим Дмитриев

реклама