Непостижимый Кокто

16.10.2003 в 17:36

Экспозиция в Центре Помпиду

«Жан Кокто: на связующей нити столетия» — так называется выставка, открывшаяся в парижском Центре Помпиду. На ней представлены не только его фотографии, рукописи, фильмы и рисунки. Организаторы решили воссоздать мир Кокто, включив в экспозицию рисунки и фотографии его близких друзей, тех, кто работал вместе с ним, снимал фильмы или играл в его спектаклях. Цель выставки — рассказать о безграничном таланте этого человека и влиянии, которое он оказал на искусство XX столетия.

Страницы жизни Кокто оживают одна за другой. Он родился в 1889 году, в семье парижских буржуа в пригороде Парижа. С детства занимался литературой, живописью и рисунком. «Занятия были своего рода спортом, упражнением, помогающим спрятаться», — напишет Кокто позже. Он был плохим студентом, дважды пытался держать экзамен на бакалавра, но так и остался без диплома. По совету матери стал писать стихи, в девятнадцать лет опубликовал первый сборник «Лампа Аладдина», не расставался с поэзией всю жизнь и был удостоен титула «принц поэтов». Постановки пьес Кокто-драматурга обычно проходили со скандалом, но, как магнит, притягивали к себе известных актеров. Он снял множество фильмов по своим собственным сценариям. В одном из залов Центра Помпиду показывают фрагмент из фильма Кокто «Кровь поэта» с участием Энрико Риверы. В другом — отрывок из его фильма «Орфей», где главную роль сыграл Жан Маре.

В 20-е годы Кокто создал графическую серию «Воспоминания о русском балете». Он сочинил либретто балетов «Парад» и «Голубой экспресс» для Русских сезонов и придумал движения для танцовщиков в «Параде». Автором декораций и костюмов балета стал Пабло Пикассо. В разделе экспозиции, посвященной «Параду», выставлены черно-белые моментальные снимки Кокто и Пикассо во время их поездки в Рим в 1917 году, когда они работали с Дягилевым над этой постановкой.

Отдельный раздел выставки посвящен портретам Кокто. Он с удовольствием позировал художникам. Работы художников и фотографов сохранили множество вариантов облика Кокто: полный острых углов портрет Модильяни, рисунки Пикассо, черно-белые фотографий Мэна Рэя и Ирвина Пенна.

«Худшая трагедия в жизни поэта, если им восхищаются оттого, что не понимают его», — писал Кокто в 1926 году. Выставка в Центре Помпиду производит двойственное впечатление. С одной стороны, она поражает огромным количеством представленных на ней работ. В то же время экспозиция разочаровывает: вступительные комментарии к каждому из разделов выставки кажутся слишком короткими, на табличках под экспонатами тоже нет никаких объяснений. Кокто по-прежнему остается непостижимым.

Елена Лазарева

реклама

вам может быть интересно

Earlymusic как среда обитания Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

культура

Персоналии

Жан Кокто

просмотры: 678



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть