Двое за одним роялем

«Мультиклавирные ансамбли от истоков до наших дней»

Марк Тайманов

В Концертном зале им. А.К.Глазунова Санкт-Петербургской консерватории прошел первый концерт из цикла «Мультиклавирные ансамбли от истоков до наших дней». Звучала музыка для одного, двух и трех фортепиано в четыре и шесть рук старинных композиторов — от Аллеманды Ф.Куперена до Концерта для трех клавиров с камерным оркестром И.-С.Баха. Исполнители — фортепианные дуэты Н.Катоновой — Д.Быстрова и О.Малова — И.Тайманова, а также Ансамбль солистов «Дивертисмент» п/у И.Иоффа.

Санкт-Петербург — колыбель фортепианных дуэтов. Появившиеся еще в середине XVIII века в тогдашней столице Российской империи клавесины, а потом и клавикорды очень быстро заняли свои места в уютных и роскошных гостиных, а фортепианный дуэт — ансамбль двоих за одним роялем — стал излюбленным жанром домашнего музицирования. У домашнего очага — фортепиано — собирались любители послушать и поиграть в нетрудном четырехручном изложении новые оперы, симфонии и сочинения, специально написанные для дуэтов пианистов.

Первым из российских концертантов, «вынесших» фортепианный дуэт из салонов на большую сцену, был великий Джон Фильд, пианист, педагог, композитор, связавший свою жизнь с нашим отечеством. Между прочим, одна из лучших его учениц и партнерш по дуэту, девица Першерон, стала его женой, правда, ненадолго... В пушкинскую эпоху игра на рояле, в том числе в четыре руки, становится неотъемлемой частью нравственного воспитания, нормой. И в состоятельные семьи уже требуются гувернантки «широкого профиля», способные научить не только иностранным языкам, но еще и чтению с листа и «чувству локтя».

Увы, в силу объективных социальных причин после 1917 года была разрушена культура российского дома, исчезла и сама традиция домашнего музицирования. Фортепианный дуэт, демократичнейший из всех музыкальных жанров, в ХХ столетии долго оставался в тени «большой», массовой музыки, пока не появились музыканты, возродившие его. В их числе был необычайно романтичный дуэт ленинградцев Любови Брук и Марка Тайманова. Ими восхищались, им подражали, у них учились, и неудивительно, что именно в Санкт-Петербурге вот уже десять лет существует единственный в мире Международный конкурс детских фортепианных дуэтов, носящий имя Л.Брук.

Петербургская дуэтная школа всегда отличалась не только слаженными ансамблями пианистов-виртуозов — в ее традициях было и остается тонкое искусство музыкальной беседы. Слушая дуэт Натальи Катоновой и Дмитрия Быстрова, словно переносишься в ту далекую эпоху салонов позднего Ренессанса, когда царил культ прекрасной дамы и когда едва уловимым движением руки, полужестом, полувзглядом можно было выразить целую гамму чувств. Здесь партнерша — само воплощение прекрасной дамы. Но за вуалью женственности — сильная, энергичная натура, способная подчинить самый необузданный мужской артистический темперамент. Впрочем, мужчины не очень-то сопротивляются ее ведущей роли: в Тройном ре-минорном концерте И.-С.Баха, написанном великим композитором для совместного исполнения с сыновьями, партия «отцовского чембало» была отведена Н.Катоновой. Почувствовать полную свободу в общем деле пианистке помогли ее музыкальные партнеры — И.Тайманов и О.Малов — отличные концертанты и опытные «дуэлянты», первооткрыватели многих современных двухфортепианных сочинений в нашей стране; ансамблистам неплохо поучиться у них такту и выдержанности.

В конце вечера на сцену вышел Марк Тайманов и под гром аплодисментов получил из рук представителя Международного агентства рекордов и достижений медаль чемпиона — за выдающийся вклад в развитие отечественного фортепианно-дуэтного движения.

Людмила Осипова

реклама

вам может быть интересно