Драма на генеральской даче

«Водитель для Веры» Павла Чухрая

«Водитель для Веры»

Фильм «Водитель для Веры» выходит в прокат уже с 29 июля. Павел Чухрай снял не политический триллер, как многие предполагают, а человеческую историю, очень драматическую, которая кем-то воспринимается как мелодрама. Чухрай за мелодраму всем только спасибо скажет. Хороший жанр, ныне очень даже почитаемый. Пусть мелодрама, если кто-то в «Водителе для Веры» подобное разглядел. Чухрай не признается в том, что снимал откровенное жанровое кино. Главное для него в вышеперечисленном наборе — категория «человеческая история», «кино про людей».

Сюжет фильма таков. На даче генерала Серова, роль которого просто блистательно сыграл Богдан Ступка, появляется новый водитель Виктор. Бывший детдомовец впервые оказывается в Крыму, знакомится с генеральской дочкой Верой, представительницей совсем иного мира, и та влюбляется в него. Правда, не сразу. Взаимоотношения героев складываются по схеме «от любви до ненависти — один шаг». Только начинается все с неприязни, хотя и односторонней. А на генеральской даче меж тем идет своя жизнь. Виктор — обслуга, и Лида — обслуга, она горничная и засматривается на робкого Виктора.

Рядом с генералом почти все время находится его адъютант — почти классический злодей, настоящее исчадие ада, в сердце которого в итоге проснется жалость. Эту роль прекрасно сыграл Андрей Панин, умудрившийся еще сняться у Шахназарова в картине «Всадник по имени Смерть», пока «Водитель для Веры» по финансовым причинам пребывал в стадии простоя. В свои интриги герой Панина и втягивает несмышленыша Виктора. Виктор именно несмышленыш: неопытный, неискушенный, который попал как кур в ощип. Жалко его безумно. Публика и переживает за него, как за собственного сына. Попал парень так попал, по-крупному. Теперь его заставляют писать некие докладные записки о том, что происходит на генеральской даче. А это самые настоящие доносы. Вроде бы он служит у генерала, тот полюбил его как сына, да и с Верой непонятные, но очень близкие отношения, а он, неблагодарный, свои письма подлые пишет.

В роли Виктора снялся Игорь Петренко, которого после выхода на экраны фильмов «Звезда» и «Кармен» причислили у нас к разряду молодого звездного поколения. Но только теперь ему наконец-то удалось преодолеть некоторую пластмассовость своих героев-красавчиков. Тут он на месте, именно такой, какой требуется. Взаимоотношения, которые складываются между Виктором и Верой, вполне ясны с ее стороны, а что чувствует Виктор на самом деле, не вполне понятно. Он, конечно, не двуличное существо, но уж очень велика в нем жажда вырваться из той жизни, которой он жил. Детдом — самый страшный его сон. Да что сон, это та жизнь, кроме которой он ничего и не знал. Смерть родителей, потеря младшей сестренки, с которой разлучили в детдоме... Оказывается, не положено было в Советской стране осиротевших брата и сестру воспитывать вместе. И вот попал Виктор в какие-то новые жизненные декорации, у него есть некоторые перспективы, особенно если не сваляет дурака. Как скажет Чухрай, мужик, делающий карьеру через бабу, всегда вызывает брезгливость, но в жизни все бывает не по схеме. И тут все не по схеме.

В роли Веры снялась актриса Алена Бабенко. Вера — хромоножка, что еще больше усугубляет ситуацию. Согласитесь, не всякий мужчина обратит внимание на такую женщину, особенно в наше время и в нашей стране. Но на хромоножек, можно сказать, началась кинематографическая мода. Юный и неопытный герой фильма «Шиzа», также представленного в конкурсе «Кинотавра», не то чтобы влюблен, но ходит к женщине, которая старше его и опять-таки хромает. В этом есть своя поэтика. Владимир Машков, представлявший в Сочи собственный новый фильм «Папа», к примеру, сказал о героине Алены Бабенко, что она даже хромает сексуально. И все же увлечение Виктора Верой не вполне очевидно и объяснимо. Вопросы все время крутились вокруг этой темы, что свидетельствует о том, что главное не договорено. Может быть, Виктор тянется к Вере как к существу более образованному и продвинутому в плане культуры — можно и такое предположить. Но Чухрай ничего подобного в голове не держал. Главное для него, что речь тут не идет о чем-то меркантильном. Но в любом случае герою не дали возможности подумать над вопросом, любит он или нет. А он ведь потенциальный тесть генерала, просто без пяти минут. Ответит на волнующий всех вопрос Игорь Петренко: «Любви там не было. Было родство душ. Виктор понимает, что Вера так же одинока, как и он сам.» Но это все слова, слова. На экране-то мы их не расслышали.

Чухраю задавали вопрос, чего это так он органы не любит, раз снял такое кино. Органы — в смысле ГБ, госбезопасности. Чухрай ответил, что какое общество, такие у него и органы. Так было в 1962-м, так есть и теперь. События «Водителя для Веры» происходят как раз в 62-м. Создатели фильма, по счастью, не впали в бытописательство, но и атмосферы времени, ощущения его зыбкости у них нет. По этой части преуспел Сергей Урсуляк в картине «Долгое прощание», что и составило главную прелесть его фильма. Там время уходит, словно в песок, незаметно и быстро, так что не успеваешь этой жизни вкусить. Все быстротечно, и время так властно над людьми. Тут оно тоже властно, оно корежит их жизни, не спрашивая разрешения и не давая шансов. Но как кинематографическую субстанцию его не чувствуешь.

Оттепель, считает Чухрай, была менее людоедской, чем сталинские времена. И авторы фильма попытались рассказать об этом времени без зоологической ненависти. Их фильм о машине, которая уничтожает людей. Уничтожали людей не какие-то абстрактные монстры, а часто те, кто был рядом. Опыт работы над картиной о Холокосте в проекте Спилберга, в котором принимал участие и Павел Чухрай, свидетельствует о том, что это могли быть и соседи, близкие люди, вполне добропорядочные. Генерал Ступки мог бы и не быть жертвой, мог бы выполнять совсем другой социально-политический заказ. Но сложилось так, как сложилось. В свое время произошло на флоте ЧП. И было принято определенное решение, даже не генералом, а его коллегой из органов.

Прошло пять лет. И кто-то из американцев напомнил Хрущеву о случившемся. Началось новое разбирательство. Должна была бы полететь голова того самого человека из органов. Однако жертвой стал Серов. И тут Виктор, неожиданно возникший в этой схеме, нарушил предопределенный ход событий. Останется ли он в итоге жив — неизвестно. Хотелось бы верить в лучшее. Но это скорее всего из области мечты. В жизни все круче и страшнее. И развитие событий в «Водителе для Веры» не дает никаких оснований для оптимизма. Чухрай снял два финала. Один в соответствии со сценарием, но он показался слишком лубочным. Пересказывать его детально не хочется, чтобы не раскрыть невольно тайну другого финала и оставить зрителю шанс самостоятельно пережить то, что пережили уже те, кто фильм видел. Это того стоит. Люди в голос рыдали на просмотре и выходили с заплаканными лицами. Хотя были и скептики. В первоначальном финале все было ясно и понятно, кто и с кем остался. Чухрай выбрал открытый финал, и его недоговоренность срабатывает, оставляет зрителя с надеждой.

Бюджет у картины по российским меркам крупный — 3 миллиона 300 тысяч долларов. Для американцев это просто до смешного ничтожная сумма. При этом «Водитель для Веры» — вполне голливудское кино. Оно сделано по его канонам. Конечно, имеется в виду классический вариант американской продукции. Присутствовавшие на «Кинотавре» американцы говорили о том, что картина вполне отвечает ожиданиям западного зрителя о том времени в СССР, если угодно, их стереотипам. Они рады тому, что такое кино наконец появилось в России, но вот у себя дома такого рода образец не пошли бы и смотреть, поскольку это среднее американское кино, но для вас, говорили они, это очень хорошо. Такой вот дифференцированный подход. Пока у «Водителя для Веры» нет реальных предложений в зарубежном прокате. Но у нас он выйдет в количестве 115 — 120 копий, а это очень приличный показатель. Предполагается показать картину отборщикам Венецианского фестиваля, а времени до его открытия осталось в обрез.

Как ни странно, Московский кинофестиваль на «Водителя для Веры» даже и не посягал. Естественно, что в свете происходящей между «Кинотавром» и ММКФ борьбы за право первой ночи этот вопрос занимал журналистов. Четкий ответ дал один из сопродюсеров проекта А.Роднянский: «ММКФ не является для нас пугалом. Мы готовы сказать ему „нет“, если это будет в наших интересах. Но Сочинский фестиваль не перекрывает картине дальнейшую международную жизнь, а ММКФ перекрывает».

Светлана Хохрякова

На правах рекламы:
Порой купить нужный товар в отличном качестве бывает не просто. Особенно в интернете. Если вам нужно купить mp3-плееры на Алиэкспресс, рекомендуем воспользоваться нашим сайтом — лучшим интернет-помощником.

реклама