На равных с мэтрами

28.10.2004 в 21:53

Дирижерская карьера Владимира Юровского похожа на сказку или старый голливудский фильм: не успел он, 23 лет от роду, появиться на международной арене, как на него словно из рога изобилия посыпались предложения одно заманчивее другого. Десятки крупнейших оркестров и театров распахнули двери перед молодым маэстро, и он получил возможность не только выбирать, но и диктовать свои условия.

Вообще-то дирижеров, сравнительно рано достигших престижных постов, не так уж мало, однако такой послужной список, как у Юровского, большинству его ровесников и не снился: художественный руководитель Глайндборнского фестиваля, главный приглашенный дирижер Лондонского филармонического оркестра, постоянный дирижер Парижской Оперы, Метрополитен, etc, etc, etc. Но феномен Владимира Юровского заключен не только в блистательной карьере. Его музыкантский рост все это время шел не менее стремительными темпами, и в свои 32 года он являет собой уже вполне сложившегося, даже можно сказать — зрелого художника. Что и продемонстрировали в полной мере два октябрьских концерта в Москве с Российским национальным оркестром.

Говоря о зрелости, я имею в виду прежде всего определенный уровень интерпретации при абсолютном владении материалом, который он выносит на публику, и четком представлении о том, чего хочет добиться от оркестра в том или ином произведении. Все это вкупе с превосходной мануальной техникой позволяет Владимиру Юровскому делать ясным и прозрачным то, что в первом приближении таковым отнюдь не кажется — к примеру, непростой и даже чересчур изощренный музыкальный язык Стравинского. В «Поцелуе феи», открывавшем программу концерта в БЗК, для дирижера важнее всего была преемственность Стравинского с Чайковским — и мы услышали столь непривычный у этого композитора лиризм. Честно сказать, Стравинский никогда не являлся моим композитором, и тем приятнее было убедиться, что его музыка может не только служить объектом «ума холодных наблюдений», но и доставлять подлинное наслаждение.

Исполненная впервые в России минималистская симфоническая поэма для фортепиано с оркестром «Постлюдиум» Валентина Сильвестрова (солист Алексей Любимов) была выстроена и проинтонирована столь безупречно, что, несмотря на некоторое однообразие тематизма, ощущения монотонности отнюдь не возникало.

А во втором отделении прозвучал Чайковский, его гениальная Сюита № 3. И это была уже своего рода обратная перспектива: Чайковский отчасти как бы сквозь призму Стравинского и вообще века двадцатого — более жесткий, пронзительно-печальный, но без чрезмерного пафоса и сентиментального надрыва.

Несколько дней спустя в «Оркестрионе» ( что на улице Гарибальди) Владимир Юровский представил Первую и Шестую симфонии Шостаковича. «Не ждите откровений», — предупреждал меня маэстро, имея в виду, что на эту программу у него было лишь две репетиции. Некоторая сырость и правда ощущалась — не в дирижерском замысле, но в его оркестровом воплощении. Выражалось это, главным образом, в отдельных деталях, не всегда достаточно рельефных фразировках. Однако целое вполне сложилось и производило огромное впечатление. Именно Шостакович в полной мере явил масштаб дирижерской личности Владимира Юровского. Особенно Шестая симфония, с которой он сразу встал в ряд выдающихся интерпретаторов великого композитора XX века. Накануне я как раз переслушал записи этой симфонии Мравинского и Гергиева. Так вот, по уровню интерпретации Юровский практически не уступал им обоим и, чтобы совсем уж встать вровень, требовалось только еще немного шлифовки. Поскольку через день-два должна была состояться запись, можно более-менее уверенно предположить, что в процессе оной все удалось довести до должной кондиции.

В общем, лидер своего поколения буквально на глазах превращается в одного из ведущих современных дирижеров, способного на равных состязаться с маститыми мэтрами. Если так пойдет и дальше, через несколько лет Владимир Юровский легко обойдет по рейтингу и авторитету многих из тех, кто ныне занимает самые верхние строчки.

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Владимир Юровский

просмотры: 442



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть