Новый мюзет

Ришар Гальяно и Мишель Порталь в ММДМ

Ришар Гальяно

Абонемент «Классика и джаз», продюсируемый московским пианистом Даниилом Крамером, продолжается. На сцене Светлановского зала Международного дома музыки выступила пара виртуозов — Ришар Гальяно — «первый аккордеон Франции» и кларнетист/саксофонист Мишель Порталь. Каждый из этих музыкантов — целая эпоха.

Гальяно — мультиинструменталист, аранжировщик, композитор, создатель нового направления в игре на аккордеоне. Он родился в Канне в 1950 году. В 1973-м переехал в Париж, где стал дирижером, композитором и аранжировщиком оркестра, сопровождавшего пение популярного шансонье Клода Нугаро. «Это был серьезный опыт, — вспоминает Гальяно. — Я впервые понял важность мелодии. Сейчас, когда я сочиняю за роялем, я всегда представляю, что пишу именно песню — хотя почти все мои нынешние сочинения инструментальны...» Сотрудничал Гальяно и с другими певцами — Жюльетт Греко и Шарлем Азнавуром.

У Порталя — устойчивая репутация крайнего авангардиста. Он играет фри-джаз. Исполнял эту сложнейшую, жесткую музыку с артистами такого калибра, как пианист Йоахим Кюн, тромбонист Альберт Мангельсдорф, ударник Джек ДеДжоннет, саксофонист Дейв Либман. Играет он и академическую музыку — и тоже преимущественно новейшую: авангардные опусы Пьера Булеза, Маурисио Кагеля, Карлхайнца Штокхаузена.

Однако весь этот радикальный набор остался за рамками программы, прозвучавшей в ММДМ. Здесь дуэт Гальяно/Порталь представил музыку простую, теплую, задушевно ностальгическую. Того, что предполагалось услышать в первую очередь, — джаза — почти не было. Были лишь отдельные джазовые обороты, интонации, ритмы. Отсутствовала импровизация — все композиции были тщательно разучены и сыграны по нотам. И почти не встречался свинг — упругий, «раскачивающийся» ритм, опознавательный знак джаза. Впрочем, никто даже из самых яростных поклонников джаза не пожалел, что оказался на этом концерте.

Свое выступление музыканты начали с трех пьес Гальяно — «Tango pour Claude», «Taraf» и «Giselle» и «Маленького танго» Порталя. Какова эмоциональная сфера аккордеона (за которым на этом концерте оставалась ведущая партия)? Прежде всего — лирика: этот инструмент умеет петь так задушевно, что, кажется, переворачивает душу. Авангард ему как бы и не к лицу, его стихия — простота. Ну а Порталь унизывал роскошные аккорды аккордеона серебристыми спиралями пассажей своего кларнета, гудел тяжелыми «низами» бас-кларнета, а иногда брал в руки аргентинскую гармонику — бандонеон — и изобретательно «вторил» партнеру; в этих эпизодах дуэт звучал оркестрально, были отчетливо слышны то «медь», то струнные. А потом зазвучала популярная тема «Забвение» Астора Пьяццоллы. А потом еще и знаменитое «Либертанго» великого аргентинца. Именно этот человек определил когда-то творчество Гальяно. Он сказал Ришару: «Ты слишком американизирован. Открой свои французские корни! Тебе надо придумать свой Новый Мюзет — так же, как я создал Новое Танго!»

Мюзет? Гальяно был поражен. Слово «musette» в переводе с французского — волынка и, кроме того, народная музыка начала XVII века — старинный шестидольный танец в быстром темпе. Мюзет встречается в операх Генделя и Моцарта, в английских сюитах Баха. Но это все — в далеком прошлом... Тем не менее совет мастера оказался точным. Гальяно пошел подсказанным путем и создал новый сплав, базирующийся на французских народных танцах, современном шансоне, джазе, дансинге. Он сочиняет и исполняет музыку, в которой органично сочетаются воспоминания о свинге, танго, кружатся вальсы французского бистро, звучат мечтательные джазовые баллады и стремительные афро-американские пассажи в духе Чарли Паркера и Джона Колтрейна.

И все это, исполненное с чарующим шармом и вкусом, восходящим к лучшим традициям — от Куперена до Дебюсси и Равеля, — было щедро подарено французским дуэтом московской публике.

Аркадий Петров

реклама