Приношение Эберхарду Вехтеру

Александр Матусевич, 02.07.2005 в 23:22

Посвящение Эберхарду Вехтеру

Эберхард Вехтер, баритон
(Серия "Жизнь Венской государственной оперы")
"Wiener Staatsoper Live"

Eberhard Waechter, baritone
Label: Red Seal BMG
Catalogue Number: 74321 61952 2
Released: August 5, 2002
Audio CD A-D
Number of Discs:2 (2 CD 76:32 + 77:07)

Серия "Жизнь Венской государственной оперы", издаваемая фирмой "BMG" совместно с Ассоциацией государственных театров Австрии и призванная познакомить широкую общественность с колоссальными аудиоархивами одного из лучших оперных театров мира, помимо выпуска записей целых спектаклей в своем арсенале имеет и сольные диски, на которых запечатлено искусство выдающихся вокалистов, творивших на сцене Штаатсопер в послевоенный период. Именно к таковым относится двойной альбом австрийского баритона Эберхарда Вехтера - ведущего солиста венских музыкальных театров на протяжении трех десятилетий.

Имя Вехтера не столь широко известно, как, например, имя другого представителя австро-немецкой вокальной школы, тоже баритона Дитриха Фишера-Дискау, или его коллег по сцене - бесспорных и наиболее ярких звезд мировой оперы послевоенной поры, дуэты с которыми, кстати, широко представлены в предлагаемом альбоме. Возможно, причина этому - стойкая привязанность Вехтера практически на протяжении всей жизни к одному театру, одному городу. Разумеется, за свою многолетнюю карьеру певец выступал на многих ведущих сценах мира, однако чаще всего его слышали все же в Вене, именно на сцене Штаатсопер он создал свои наиболее значительные работы.

Эберхард Вехтер был настоящим венцем: он родился, работал и умер в этом городе, а его лучшей ролью, пожалуй, был Айзенштайн из "Летучей мыши" - самой венской оперетты короля венского вальса. Дебют певца состоялся в 1953 году на сцене Венской народной оперы, где тогда шли спектакли разрушенной во время второй мировой войны Госоперы: 24-летний Вехтер исполнил партию Сильвио в "Паяцах" Леонкавалло.

С самого начала его творческая жизнь оказалась связанной с двумя театрами, в которых Вехтеру было суждено состояться во всех отношениях: и как признанному корифею баритонового оперного репертуара, и как талантливому артисту, и как пропагандисту более легких музыкальных жанров (оперетты и немецкой комической оперы), и как администратору - уйдя со сцены Вехтер в течение нескольких лет возглавлял сначала Фольксопер, а затем и Штаатсопер.

За тридцать лет сценической жизни певец исполнил на обеих венских сценах более шестидесяти партий в немецких, итальянских, французских, русских операх, а также в опереттах, лучшие из которых - Мандрыка в "Арабелле" и Иоканаан в "Саломее" Р.Штрауса, Анкарстрем в "шведской" версии "Бала-маскарада", Граф ди Луна в "Трубадуре" и Риголетто в одноименной опере Верди, Фигаро в "Севильском цирюльнике" Россини, Дон Жуан в одноименной опере Моцарта, Эскамильо в "Кармен" Бизе, Князь Игорь в опере Бородина, Вольфрам в "Тангейзере" и Амфортас в "Парсифале" Вагнера, Данило в "Веселой вдове" Легара, и, конечно, уже упоминавшийся Айзенштайн.

Альбом дает обзор наиболее значительных выступлений Эберхарда Вехтера на сцене Штаатсопер, причем все фрагменты представляют спектакли, записи которых до сих пор сокрыты в архивах театра, и публикуются впервые. Эти записи - свидетельства подлинного и бесспорного успеха Вехтера-вокалиста: его теплый, ласкающий слух, мягкий голос, преимущественно лирический, хотя и не лишенный брутальности в драматических кульминациях, завораживает и очаровывает с первой ноты. Его плотное, густое, и в то же время достаточно светлое по тембру звучание полно колористических переливов и каких-то совершенно едва уловимых светотеней: подобно игре света на полотнах ренессансных художников это обаяние абсолютно и трудно поддается описанию.

Голос певца едва ли можно отнести к типично немецким - жестковатым, сухим, интонационно точным, но не слишком богатым обертонами: для этого типажа в нем слишком много солнечных интонаций, настоящего, в итальянском стиле, пастозного звука.

Первый диск полностью посвящен родной для певца австро-немецкой музыке: Моцарт, Вагнер, Рихард Штраус.

Вагнеровские фрагменты представлены сольными выступлениями, и эдесь, бесспорно, настоящим шедевром звучит песня Вольфрама "O du mein holder Abendstern" из третьего акта "Тангейзера" (дорожка 2) - в ней столько силы, глубины, чувства, и одновременно стилистического совершенства, что невольно сожалеешь, что отрывков из опер байройтского гения слишком мало. Моцартовский репертуар представлен диалогами из "Дон Жуана", "Волшебной флейты", "Свадьбы Фигаро" и "Так поступают все", где Вехтер поет в ансамбле с Грациеллой Шутти, Вальтером Берри, Николаем Геддой и Рери Грист. Особенно удачен дуэт с Церлиной (Г.Шутти; дорожка 3) - столько вкрадчивых, обольстительных интонаций находит певец в своем голосе, что содержащаяся в буклете фотография певцов с этого спектакля поистине оживает. Штраусовский срез дан бесподобным Мандрыкой из "Арабеллы" и душераздирающим дуэтом пророка Иоканаана и Саломеи (Леония Ризанек) из одноименной оперы.

Вторая часть альбома - это калейдоскоп тех музыкально-сценических направлений и стилей, которых Вехтер также касался в своем творчестве: это и итальянское бельканто (Россини, Верди), и французская лирическая опера (Гуно, Бизе), и современная музыка (сцена из оперы Готфрида фон Эйнема "Смерть Дантона", дорожка 9; кстати, Вехтер был одним из тех немногих универсальных певцов, которые блестяще исполняя классику, не чурались и музыки ХХ века, более того, именно в период своего директорства он широко распахнул двери венских театров композиторам-современникам).

Несмотря на немецкий язык, легко и непринужденно, не теряя живости и россиниевской искристости, звучит дуэт Фигаро и Альмавивы (Фриц Вундерлих) из "Севильского цирюльника" (дорожка 2). Также по-немецки, но превосходно по звуку и эмоциональному строю спета ария Князя Игоря из оперы Бородина (дорожка 7) - значительность, эпическая мощь, страдание героя заставляют не замечать отсутствие вербальной аутентичности.

Вердиевские образы, создаваемые певцом, многие могли бы признать эталонными - на диске даны сцены из опер "Дон Карлос" и "Симон Бокканегра" (дорожки 3-6), где партнерами Вехтера выступают Франко Корелли, Николай Гяуров и Гундула Яновиц; особенная удача - партия страдающего генуэзского дожа.

Логично, что завершает альбом галантный и легкомысленный Айзенштайн, коронная роль певца на протяжении многих лет, - дуэт с Хильдой Гюден (Розалинда) под управлением Герберта фон Караяна (дорожка 10) не может не вызывать восторга: столько живости, настроения, истинно венского шарма демонстрируют прославленные музыканты.

реклама

вам может быть интересно

От Моцарта до Пендерецкого Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Эберхард Вехтер

просмотры: 2696



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть