По шаляпинскому счету

В ММДМ прошел концерт лауреатов I конкурса оперных артистов Г.Вишневской

06.12.2006 в 15:31

Фото: ДМИТРИЙ ПЛЕНКИН

Есть такой парадокс в современной опере. Чтобы певцу получить хорошую сцену, необходимо громкое имя. А чтобы его обрести, нужна сцена... Вот так и попадают таланты в капкан собственной безвестности. Галина Вишневская понимает это как никто другой. Поэтому ее усилиями в столице появился международный конкурс оперных артистов - возможность для молодого таланта показать себя миру. Благосклонное внимание к этой затее проявили Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Комитет по культуре города Москвы. Однако плечо власти предержащей в таком деле вещь хоть и необходимая, но недостаточная. Главное - создать площадку, где певец сможет взять старт. Она должна притягивать взоры музыкальной элиты и взыскательной публики, а для этого нужно представительное жюри, безупречное судейство и, конечно, достойный уровень участников. Гамбургский счет, как-никак... Все три условия удалось выполнить. А потому добраться до финала конкурсантам было непросто, но зато те, кому это удалось, имеют шансы стать мировыми знаменитостями.

Первую премию - 450 000 рублей и звание лауреата завоевал бас Алексей Тихомиров (Россия). Лауреатами второй премии (210 000 рублей) стали россияне Алексей Кудря (тенор) и Олеся Петрова (меццо-сопрано). Третью премию и приз по 150 000 рублей поделили российские же певцы Николай Анисимов и Сергей Гордеев (оба баритоны), а также меццо-сопрано Анна Викторова и сопрано Наталья Дмитриевская.

На заключительном концерте 24 октября лауреаты старались так, словно это был решающий тур. Даже законченный флегматик, оказавшись в зале, не мог не поиграть в игру "Если бы членом жюри был я". Однако муки у господ судей при таком составе участников - поистине адские. Можно сказать, муки творчества. Почти как у композитора над партитурой. Кому отдать предпочтение? Ослепительно красивому меццо Олеси Петровой в партиях принцессы де Буйон ("Андриенна Лекуврер") и каватины Кончаковны ("Князь Игорь")? Виртуозному тенору Алексею Кудре в арии Ленского? Артистичной Анне Викторовой, которая представала то Марфой, то Далилой?

О первом лауреате разговор особый. Пение Алексея Тихомирова вызвало в зале восхищенно-шутливый шепоток: "Шаляпин!" Но в каждой шутке есть только доля шутки. Как и Федор Иванович, Алексей родом из Казани. Затертые пластинки с голосом великого певца он еще в детстве выучил наизусть. В манере пения и подаче это чувствуется. Да и репертуар вполне шаляпинский - один только Мефистофель из "Фауста" Гуно чего стоил. Алексей исполнил партию Князя мира сего превосходно. Мощь, лукавство и потусторонность - все в одном. В воздухе после его пения явственно запахло серой. Как все выпускники Центра оперного пения Галины Вишневской, он знает, что значит создавать образ на сцене. Печально известная фраза Готшеда - "Направляясь в оперу, возьмите с собой только уши, а мозги оставьте дома" - это точно не о его исполнении. Да и вообще ученики Галины Павловны при всей их филигранной технике не из тех, кто исповедует "спортивный" подход к пению и откашливается перед партиями. А потому их присутствие среди лауреатов более чем закономерно.

Евгений Белжеларский, itogi.ru

реклама

вам может быть интересно

Музыка пармских ветров Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Московский международный Дом музыки

Персоналии

Галина Вишневская

просмотры: 2763



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть