«Золушка»: перезагрузка

В старую постановку «Ковент Гарден» вошли новые исполнители

Екатерина Беляева, 31.01.2008 в 21:27

На фасаде здания Королевской Оперы в Лондоне красуется соблазнительная афиша — она зазывает всех прохожих зайти вечером в театр и пережить вместе с артистами знаменитую итальянскую историю. Знойная Италия возникла не потому, что речь идет о Россини, а потому, что «Золушка» — продукция Моше Ляйзера и Патриса Корье — мягко говоря, «немолодая», а именно 2000 года, и, по мнению дирекции театра, нуждается в дополнительной рекламе. Хотя на самом деле она ни в чем таком не нуждается, так как вполне безупречна по стилю. Ляйзер и Корье, а они часто ставят в «Ковент Гарден» и любимы англичанами, предоставили большую свободу певцам. Скорее всего, этот французско-бельгийский дуэт и прижился в театре из-за умения делать мобильные постановки с легким привкусом постмодернизма, в которые легко могут входить новые исполнители. Для Королевского оперного театра, где нет своей постоянной труппы и на каждый блок показов собирают новый кастинг, такие качества постановщиков незаменимы.

С рекламой, однако, театр перестарался. Никакой страстной итальянской истории любви с данными исполнителями не получилось — и к лучшему. Наверное, что-то очень страстное и гламурное изображал здесь на премьере перуанский виртуоз Хуан Диего Флорес. Но ныне это все забыто. Пришла другая мода — на чешских дев и лондонских дэнди. В роли Анджелины по прозвищу Золушка дебютировала в «Ковент Гарден» чешская меццо-сопрано Магдалена Кожена. Ее имя настолько на слуху, что кажется, она давно повсюду поет, но это не совсем так. Певица относится к поколению молодых исполнителей, которые сделали шаг в большую оперу через камерное пение и студийные записи дисков. Слушая эти диски, то есть голос певицы, можно с уверенностью было говорить, что Кожена — удивительная актриса, способная проникнуть в психологию любого характера, и обладает невероятным сценическим обаянием. Когда она наконец прорвала камерный занавес, меломанские домыслы о ее сценических возможностях успешно разрешились. Магдалена триумфально спела Орфея в «Орфее и Эвридике» Боба Уилсона, Октавиана в «Кавалере розы» и многое другое. В настоящий момент ее считают лучшей Мелизандой.

Культовую арию Una volta c’era un re в постановке Моше Ляйзера она затянула, ползая на коленях вдоль батареи с тряпкой, — в зале раздавались смешки, но лишь до той поры, пока она не выпрямилась и не допела до главной темы своего персонажа, выраженной в строчке в арии — innocenza e la bonitЗ (невинность и доброта). Такой изящный россиниевский лиризм и комизм в сочетании с трогательностью и неплакатной неброской красотой. Она — со своей ангельской внешностью и неземным голосом — легко обращает комедию в трагедию и уже не может выйти из этого состояния, похожего на транс. Подобные вещи случаются с хорошими балеринами к концу первого акта «Жизели», когда ноги заплетаются, позабыв о пятых позициях, руки висят как плети, и простушка превращается в романтическую ведьму. У нее получилось невероятно точное попадание в роль.

Дона Рамиро все дни пел молодой английский тенор Тоби Спенс — восходящая или, пожалуй, после этой «Золушки», уже взошедшая звезда британского вокала. После его дебюта в «Севильском цирюльнике» в 2005 году сообщество разделилось — английские критикессы пели дифирамбы, а сдержанные музыковеды в годах умоляли подождать до следующей большой роли. Правда, пока Англия думала, певца и Жерар Мортье приглашал в Парижскую Оперу, и Владимир Спиваков — на свой фестиваль в Москве.

Как и Кожена, Спенс охотно работает в студии и успел выпустить достаточно CD, соревнуясь с Йэном Бостриджем в освоении Шуберта. Между ними культурная пропасть, поскольку Бостридж — классический оксфордский зануда, почти персонаж «Возвращения в Брайдсхед», вечный студент, профессор и методистский пастор в одном лице, а Спенс довольствуется легким дендизмом, не усердствует в нотной библиотеке, зато гораздо лучше следит за своими эмоциями во время пения, чего не скажешь о Бостридже. Но оба обожают давать Liederabend’ы в Лондонском культурном центре Барбикане, и их ходят слушать одни и те же люди.

Я умышленно вспомнила про смуглого латинца Флореса: Спенс во всем ему и его типу темпераментных певцов из Латинской Америки — полная противоположность. Белокурый, голубоглазый Парис, который не смотрит в антракте футбольный матч, предпочитая чисто английские джентльменские занятия — чтение «The Times», бег по утрам, гольф по выходным, скалолазанье, греблю и серф на каникулах. Силой и мощью голоса он уступает Флоресу, а вот в гибкости манер и пластичности ему мало равных среди теноровой братии. Тембр его также очень приятный. Есть небольшие трудности с дыханием, но очевидцы предыдущих выступлений певца утверждают, что было хуже и проблема исправима. В марте Тоби Спенс будет петь «Похождения повесы» в новой продукции Оливье Пи в Парижской Опере вместе с Лорой Клейкомб. Заявка интересная.

Возвращаясь к «Золушке», стоит отметить, что итальянская линия мощно поддерживалась двумя персонажами — известным маэстро Эвелино Пидо, который успешно дирижирует вторым сезоном этой постановки в «Ковент Гарден», и комическим басом Алессадро Корбелли. Великолепный комедиант, актер по природе и призванию, Дон Маньифико — Корбелли три часа подряд веселил и развлекал зал. Пока нездешние Принц (забыла сказать, что Принц Салерно — Спенс, инкогнито явившись в дом Дона Маньифико, своим странным видом вызвал в памяти целую плеяду героев английской литературы, гонимых сплином из Англии в Италию, на юг) и Золушка выпевали сложнейшие трели и не решались взглянуть друг на друга, Корбелли буквально подчинил себе все пространство сцены. Он изображал нечто среднее между разудалым венецианским купцом, каким его рисует обыденное воображение, и пожилым итальянским папиком с чертами лица, напоминающими престарелого сеньора Джоаккино Россини, когда он уже почивал на лаврах и опер не писал. Обладая такой безупречной вокальной техникой, Корбелли мог бы, если нужно, спеть Дона Маньифико, придав ему сходство хоть с Муссолини.

Повторюсь, что нахожу «Золушку» исключительно добротной продукцией. А через участие Тоби Спенса — также способствующей возобновлению национальных традиций и усилению английской школы, что просто замечательно.

реклама

вам может быть интересно

Памяти Учителя Классическая музыка
Нордический ломбардец Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Ковент-Гарден

Персоналии

Магдалена Кожена, Хуан Диего Флорес

Произведения

Золушка

просмотры: 551



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть