На её концерты ходили, как в храм

Памяти Зары Долухановой

Зара Александровна Долуханова

Зара Александровна Долуханова ушла из жизни накануне своего 90-летия, вписав ярчайшую страницу в историю отечественной и мировой вокально-исполнительской культуры. Чем больше времени проходит со дня прощального выступления певицы весной 1983 года в Большом зале Московской консерватории, тем непоколебимее убеждение: концерт тот венчал упоительную и динамичную эпоху расцвета отечественного камерного пения, длившуюся больше полутора столетий. Судьбе было угодно, чтобы на самой вершине пирамиды оказалась Зара Долуханова. Она унаследовала традиции, зародившиеся благодаря творчеству Любови Кармалиной, ученицы М. Глинки и А. Даргомыжского, Александры Молас, сподвижницы композиторов-«кучкистов», певческой династии Лодий, Натальи Ирецкой, Марии Олениной-Д`Альгейм... Благодаря учителям, пытливой природе своего дарования Долуханова впитала и мировую музыкальную культуру, западные исполнительские традиции — творческую «родословную» она вела от самой Полины Виардо.

Данные Зары Долухановой, безусловно, позволяли ей сделать оперную карьеру, и это доказывает не только служба в молодые годы в Ереванском театре, но и исполнение оперной музыки с симфоническими оркестрами в крупнейших залах, и приглашения впоследствии, правда, отвергнутые певицей, в московский Большой театр и лондонский Ковент Гарден. Она же избрала иную стезю. Осенью 1944 года Долуханова выдержала конкурс в вокальную группу Всесоюзного радиокомитета, где исполняла главным образом камерную, кантатно-ораториальную музыку, но не забывала и об опере.

Артистка разыскала и освоила первую редакцию арии Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник», которую у нас в стране никто никогда не пел, исполнила труднейшую виртуозную главную партию в россиниевской «Сороке-воровке». У нас появилось колоратурное меццо-сопрано, рождения которого ждали 100 лет!

Важным водоразделом в жизни Зары Долухановой стал 1949 год — год победы в Конкурсе вокалистов II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште. К ней пришло подлинное признание, начались выступления с открытыми сольными концертами, гастроли по миру. Уже тогда, еще в самом начале ее творческого пути, газеты отмечали, что Долуханова покоряла слушателей необыкновенной культурой своего пения, сочетанием голосовых данных с вокальным и артистическим мастерством, дающим ей возможность легко и непринужденно исполнять труднейшие произведения камерного и оперного репертуара.

Что ни год — новые страны: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, южноамериканские государства, Япония, концертные турне практически по всем крупным городам Европы. Причем, выступив один раз, Долуханова сразу же получала приглашение приехать снова и становилась любимицей публики на годы.

Свои первые сольные концерты в Ленинграде и Москве Долуханова дала в январе 1950 года. Певица обладала гигантским творческим багажом и работоспособностью, она постоянно обновляла репертуар. К примеру, в пяти ленинградских концертах она исполнила 118 произведений, не повторив ни единого!

Артистка оказалась на артистическом Олимпе, выступая на самых престижных форумах с Галиной Улановой и Эмилем Гилельсом, Мстиславом Ростроповичем и Львом Обориным...

Вот фрагмент одной из рецензий тех лет: «Зара Долуханова, меццо-сопрано, появилась среди нас, точно спустилась с неба, принеся с собой воспоминание о давно ушедшей, позабытой нами эпохе. Ее пение воскрешает предания о великом вокальном искусстве прошлого века, искусстве, увядающем в наш век... Та неизъяснимая и неосязаемая техника, которой с удивительной однородностью подчинены обе октавы ее диапазона, позволяет ей при несравненной передаче истинной, великой музыки поражать самыми невероятными вокальными фейерверками, ослепляя слушателя фантасмагорическим блеском своего искусства. Все исполнение этой замечательной артистки носит на себе печать совершенства...» (греческая газета «Катимерине», 12 мая 1951 года).

А вот французская рецензия: «Зара Долуханова, — несомненно, одна из лучших и наиболее ярких представительниц того, еще не получившего точного определения направления в искусстве лирической интерпретации, которое можно назвать „русской школой“. Говоря о том, что главное здесь — проникновение в сущность произведения, чем ошеломил даже итальянцев в свое время Шаляпин, Долуханова владеет этим искусством в совершенстве. Поэтому так доходили до парижской публики в ее исполнении романсы Чайковского и Рахманинова, русские и армянские народные песни. Впрочем, западноевропейская классика принималась не менее горячо»... Слушатели были буквально ошеломлены, и успех артистка имела редкий«. «Одна из самых исключительных певиц нашего времени», «кумир парижан», «никогда не слыхал колоратуру подобного качества», «восхитительная артистка, обладающая голосом огромного диапазона», — восклицают критики из «Монд», «Франс-суар», «Пари-Пресс-Энтраннсижан».

В 50 — 70-е годы Зара Александровна неустанно совершенствовала свое мастерство, расширяла репертуар и была в центре художественной жизни Москвы, привлекая к себе не только музыкальным талантом, но и красотой, вкусом, интеллектом, неотразимым женским шармом. Каждый ее концерт становился заметным художественным событием. Ее называли Полиной Виардо XX века.

Педагогический дебют певицы относится к 1972 году, причем состоялся он за границей — на летнем семинаре в Мексике. В том же 1972 году она приглашается в Институт имени Гнесиных, где вскоре стала профессором и руководителем вокальной кафедры.

Поистине необъятен репертуар певицы — тут и эпос, и лирика, и жанр, и пейзаж, и гротеск... Нельзя пройти мимо исполнения Долухановой музыки старых итальянцев, произведений Баха и Генделя, многочисленных мастеров эпохи барокко. Но она была и неутомимым просветителем, новатором, впервые решившись спеть сольную программу, целиком составленную из вокальных произведений Прокофьева, вокальные циклы Таривердиева, «Сольфеджии» Родиона Щедрина, «Русскую тетрадь» Валерия Гаврилина... Многолетняя дружба связывала Долуханову с Шостаковичем, он восхищался ее исполнением и «Еврейских песен», и 14-й симфонии...

Но несмотря на любовь Долухановой к современной музыке и осознание ответственности в деле ее пропаганды, гармоничный талант певицы замечательно высвечивался и в иных художественно-эстетических сферах. Она считала, что для камерного певца XIX век — век романтизма — представляет наиболее обширное поле деятельности.

Весь музыкальный мир многие годы восторгался долухановским исполнением и классики, и современной музыки. Вот одна из тысяч рецензий: «Концерт Зары Долухановой явился редким, исключительным событием для публики. Эта выдающаяся артистка не знает барьеров, она беспредельно властвует как над своим голосом, так и над слушателями. Для каждой сферы человеческих чувств, которые можно выразить в музыке, в ее душе есть особая струна, и она заставляет ее звучать в любую минуту с нужной силой. Королева, подлинная, настоящая, идеал гармоничной красоты!» (Ирэн Иоахим, Les Lettres framais". 17.12.1953. Paris)

Сергей Яковенко

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама