Большой заработает по-настоящему

Первой постановкой на реконструированной сцене Большого театра будет опера Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". В коммюнике, распространенном пресс-службой театра, выбор произведения объяснили необходимостью доказать устойчивость обновленных конструкций главной сцены страны. На самом деле можно вести речь и об обновлении стратегии Большого.

Самолет, пикирующий под сцену на глубину шести подземных этажей, скорее всего потрясет воображение зрителей в первые же минуты спектакля. Предполагаемый автор макета декораций и бутафорского насыщения постановки - архитектор Заха Хадид. На состоявшемся недавно конкурсе проектов на здание музея в Перми она заняла лишь третье место, но при этом сходство ее пермского проекта с летающей тарелкой привлекло внимание отдела стратегического планирования Большого театра. "Думаю, с конструкцией советского истребителя времен Отечественной войны Заха справится не менее успешно", - сообщил в приватном разговоре с одним из сотрудников театра гендиректор Большого Анатолий Иксанов.

К сочинению оперы по повести Бориса Полевого Прокофьев приступил в октябре 1947 года и закончил ее в августе 1948 года. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря 1948 года в ленинградском Театре оперы и балета имени Кирова. 7 октября 1960 года премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» состоялась в Большом театре СССР. При этом либреттист Мира Мендельсон-Прокофьева внесла некоторые купюры, в силу чего действие, происходящее поочередно в воздухе, в лесу, куда падает самолет, в военном госпитале и на аэродроме, стало гораздо динамичнее.

Выбор "военного" произведения Прокофьева в Большом театре объясняют просто: главной сцене страны не чужд патриотический пафос. Хитрость, однако, в том, что эта опера замечательно конвертируется в жанр боевика.

Важно отметить, что это первый в новейшей практике Большого случай, когда выбор произведения обусловлен предварительной кастинговой концепцией, разработанной театральными менеджерами по примеру западных оперных домов. 4 апреля в лондонском Ковент-Гардене состоится премьера оперы "Шоссе в никуда" современного австрийского авангардного композитора Ольги Нойвирт на либретто ее соотечественницы, нобелевского лауреата по литературе Эльфриды Элинек и в постановке американского кинорежиссера Дэвида Линча. Аналогичный проект в планах Лос-Анджелесского оперного театра: его руководитель Пласидо Доминго привлек к постановке оперы Пуччини "Джанни Скикки" режиссера Вуди Аллена, тогда как еще две одноактовки пуччиниевского триптиха - "Плащ" и "Сестра Анджелика" там уже ставит Уильям Фридкин (режиссер "Французского связного" и "Экзорциста"). Дэвид Кроненберг по заказу того же Пласидо Доминго в июле в парижском Шатле и в сентябре на сцене Лос-Анджелесской оперы предстанет режиссером музыкальной версии собственного триллера "Муха" с Доминго за дирижерским пультом.

Из двух рассматривавшихся руководством Большого театра постановщиков "Повести о настоящем человеке" - Никиты Михалкова и Федора Бондарчука - кастинговый совет не без дискуссий выбрал режиссера "9-й роты". Эксперт, участвовавший в голосовании, признался: после коллективного просмотра бондарчуковского блокбастера в кабинете директора театра сомнений в выборе именно этого режиссера практически не было. "К тому же он гениальный продюсер, чей талант, мы думаем, пригодится в рекламной раскрутке спектакля, а может и в создании равноценной ему киноверсии оперы", - заметил эксперт. Одновременно ведутся переговоры с продюсером Сергеем Сельяновым об анимационной составляющей спектакля. Она потребуется, главным образом, 3-й картине, где звучит грустный рассказ Сереньки о зверствах в колхозе, и частично последней 10-й картине, события которой разворачиваются на аэродроме, где хор летчиков приветствует вернувшегося в их ряды Алексея Мересьева "Песней о молодом дубке".

Владимир Тассов

реклама