Голландцы сыграли с русскими

Завершился X Сахаровский фестиваль

Нижегородская филармония имени М.Л.Ростроповича отметила 70-летие юбилейным, Десятым фестивалем имени А.Д.Сахарова. «В начале 90-х, создавая этот фестиваль, мы мечтали объединить под девизом „Русское искусство и мир“ музыкантов разных стран, — вспоминала директор, художественный руководитель филармонии Ольга Томина. — Мы верили в музыку без границ — географических, политических, временных, в идею единения во имя радости. Само имя Сахарова определило характер программ и уровень участников. Наш фестиваль очень любил Ростропович, который продолжал выступать здесь даже в годы своего „молчания“ в России».

В этом году тон задал большой нидерландский «десант», исполнявший музыку разных эпох и стилей. Известный клавесинист Менно ван Делфт играл произведения позднего Возрождения и эпохи барокко. Пианист Иво Янссен и дирижер Миха Хамел знакомили с новинками современных голландцев. А великолепный духовой ансамбль CALEFAX соединял в своих программах классику, модерн и джаз.

Международный статус Сахаровского фестиваля (а он является членом ассоциации ЮНЕСКО) успешно поддержали и мастера французской оперетты. Заразительно артистичная примадонна Изабель Верне, успешный молодой тенор Ришар Буске и глава Страсбургской Оперы дирижер Венсан Монтей разыграли фрагменты из популярных оперетт Оффенбаха. Это была редкая, но, как оказалось, очень востребованная краска академического праздника.

«Фестиваль имени Сахарова — не набор концертов, а уникальное культурное пространство, знаковое место творческого общения», — считает Феликс Коробов. Он привез артистов трех поколений — от дебютантов до легендарного Вячеслава Осипова. Блестящий оперный фейерверк надолго запомнят в Нижнем Новгороде.

У фестиваля сложился круг постоянных участников. Их список открывает Квартет имени Бородина, основатель которого Валентин Берлинский был одним из авторов идеи Сахаровского фестиваля. Недавно Берлинский завершил свою концертную карьеру, и бородинцы впервые приехали с новым виолончелистом Владимиром Бальшиным, который хорошо вписался в состав всемирно известного ансамбля.

Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе, которых тоже по праву считают «старожилами» фестиваля, исполнили все пять сонат для виолончели и фортепиано Бетховена. Любопытно, что одна из сонат почти 40 лет назад входила в их первую совместную программу. Сегодня трактовки музыкантов кажутся абсолютно совершенными, но сами они утверждают, что «эта работа бездонная и можно бесконечно открывать в бетховенской музыке что-то новое».

Еще один сонатный вечер устроили любимица Нижнего Новгорода скрипачка Дора Шварцберг (Австрия) и молодая корейская пианистка Соня Парк. Они вложили бездну вкуса и фантазии в прочтение произведений Дебюсси, Равеля, Энеску и Р.Штрауса. Шварцберг играет в почти утерянной элегантной манере скрипачей начала ХХ века. Ее скрипка «разговаривает и плачет», обращаясь, кажется, к каждому слушателю в отдельности. И в этой доверительности есть особенная магия.

Одной из эмоциональных кульминаций стал вечер Юрия Башмета и его «Солистов Москвы». Альтовое концертино Паганини соседствовало с ре-минорным клавирным концертом Баха (солистка — Ксения Башмет) и оркестровой версией секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Но, пожалуй, самым дорогим подарком публике стало пронзительно сыгранное Башметом на бис «Граве» Бенда.

Громкими именами и яркими идеями было представлено в афише поколение 30-летних. Денис Мацуев исполнил три рапсодии — Рахманинова, Гершвина и Листа. Пианист, которого иногда еще любят оценивать со спортивных позиций, поразил, прежде всего тонкостью, разнообразием туше. Его игра напоминает сиюминутную импровизацию, где даже полуджазовая каденция, врезанная во вторую Венгерскую рапсодию Листа, не кажется диссонансом.

Живущий в Европе 31-летний Сергей Накаряков проникновенно «пропел» на флюгельгорне виолончельные «Вариации на тему рококо» Чайковского. Скрипач Святослав Мороз и сопрано Ольга Дьячковская, выступавшие под американским флагом, в ансамбле с нижегородской пианисткой Н.Хлыновой изящно переплели романтику ХIХ века с изысками ХХ столетия.

А российские лидеры нового поколения кларнетист Игорь Федоров, скрипач Граф Муржа, виолончелист Денис Шаповалов, пианист Евгений Брахман и актер Роман Аксентий с высочайшим эмоциональным градусом исполнили «Историю солдата» Стравинского и «Квартет на конец времени» Мессиана. (Нижний Новгород — один из немногих городов России, где возможно на столь сложную камерную программу собрать аншлаг в тысячном зале и в итоге получить овацию.)

Благодаря личному патронату губернатора Валерия Шанцева, помощи городских властей и спонсорским вложениям удалось привезти не только именитых солистов, но и такой большой коллектив, как Капелла имени Юрлова. Ее нынешний худрук Геннадий Дмитряк представил русскую акапельную программу, в которой особенно удачными были фольклорные аранжировки А.Ларина. Хорошо звучала капелла и в Девятой симфонии Бетховена. Но главным героем того вечера все-таки был Нижегородский филармонический оркестр. Он вынес на себе основную фестивальную нагрузку (за 14 дней пять программ с разными дирижерами!) и еще раз подтвердил свой статус одного из лучших симфонических коллективов России. Многие годы его возглавляет Александр Скульский, который еще в 60-е годы, будучи совсем молодым дирижером, стоял у истоков фестивального движения в стране. И символично, что именно он поставил последнюю точку в юбилейном празднике. Фестиваль — дело многотрудное. Как часто планы организаторов расходятся с конечным результатом! Но Десятому Сахаровскому практически все удалось.

Ольга Федорова

реклама