Интервью с Рене Флеминг

Гюляра Садых-заде, 01.07.2008 в 15:37

Рене Флеминг

«Главное для оперной певицы — это нормальный сон»

Мегазвезда оперной сцены Рене Флеминг дала концерты в Москве и Петербурге. В северной столице программа пребывания оказалась более обширной: Флеминг открыла бал в Екатерининском дворце Царского села, выступила в Михайловском театре на закрытии фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», представила собственную книгу «Внутренний голос» и посетила сольный концерт Дмитрия Хворостовского в Концертном зале Мариинки.

— Жанр мемуаров приличествует более солидному возрасту, вам не кажется?

— Я не подвожу итоги. Просто решила, что мои воспоминания и личный опыт будут полезны молодому поколению певцов. А побудительный мотив к написанию книги был прост: мне ее заказали. Сегодня я рада представить издание на русском языке.

В книге я описываю сам процесс занятий: как мне ставили голос, как я шла к своему репертуару, как искала свою вокальную специфику. Много пишу о детстве: я родилась в маленьком американском городке Рочестер, где все соседи знали друг друга, а жизнь текла размеренно и спокойно. Я была очень застенчивой девочкой. Постоянно читала книги, мечтала. Возможно, поэтому Татьяна в «Евгении Онегине» — партия, ставшая одной из самых важных в моем репертуаре, — так мне близка. Я чем-то похожа на Татьяну.

К сожалению, я не так удачно вышла замуж, как Татьяна, поэтому мне приходится много работать, чтобы содержать двух дочерей. Они обе хорошие девочки, старшей 15 лет, и она мечтает стать писательницей. Правда, до этого пока далеко. Моей младшей дочке 12 лет, она очень музыкальна: играет на фаготе и на рояле. Хочет пойти по моим стопам и стать певицей. Когда ей было 8 лет, она услышала «Пиковую даму» и заразилась оперой. Правда, заставить ее заниматься музыкой — сущее мученье. Я никак не могу подобрать к ней ключик, объяснить, что заниматься нужно регулярно и серьезно.

В ее годы я вовсе не собиралась становиться певицей — хотела стать президентом Соединенных Штатов, как многие американские дети. Хотя я родилась в семье музыкантов. Мама преподает вокал, отец руководил хором. В доме постоянно кто-то пел, так что, по рассказам родителей, петь я начала раньше, чем говорить. Считала, что петь — это нормально. Заговорила я довольно поздно, года в три.

— Чтобы сохранить форму, оперным певцам приходится прибегать к строжайшей дисциплине. Как с этим обстоит у вас?

— День у меня строится по-разному, в зависимости от рабочего графика. Когда идут репетиции, им подчинен и распорядок дня. Времени на разучивание партий я уже не трачу: у меня и так 51 партия в репертуаре, к настоящему времени он стабилизировался, и я его расширять не собираюсь. Пою оперы на восьми языках, и, скажу вам, самое трудное — это учить оперу на русском или чешском языке. Французским, немецким, итальянским я владею неплохо. Но спеть сцену письма Татьяны, да еще перед русской аудиторией, как это было три года назад в Мариинском театре, — большое испытание. Нужно не просто выучить звучание слов, но и понимать, что значит каждое слово, чтобы выбрать верную интонацию, верную эмоциональную краску.

Особых ограничений в еде я не придерживаюсь. Исключила из рациона только «белую еду»: белый хлеб, сахар, пасты. Главное для оперной певицы — это нормальный сон. Я всегда стараюсь высыпаться. И практически не пью алкоголя. Никогда не курила, и чувствую себя некомфортно, когда при мне курят. В сущности, пассивное курение неприятно для любого человека, просто оперные певцы ощущают это острее.

Отец как-то сказал мне: «Начнешь курить, когда я начну». Ему сейчас 75 лет, а он до сих пор не курит.

— Вы всегда выглядите потрясающе. Но далеко не про всех ваших коллег можно так сказать. Скандал с Деборой Войт, случившийся несколько лет назад, тому пример. Театр разорвал с ней контракт, мотивируя это лишним весом певицы, хотя пела она превосходно. Что вы думаете по поводу этого казуса?

— Оперный бизнес стал очень имиджевым. Все хотят видеть на сцене молодых, стройных певиц с тонкими талиями. К сожалению, такие соображения порой оказываются решающими при выборе певца на роль. Я согласна, физически нужно быть в достаточно хорошей форме, чтобы свободно двигаться. Полного певца выгоняют не за то, что он неэстетично выглядит, а за то, что он подчас из-за лишнего веса не может выполнить какие-то режиссерские задания на сцене: пробежать, подняться из неудобного положения, прыгнуть, словом, нормально двигаться. Но я считаю, что голос и музыкальность превыше всего.

Поддерживать хорошую форму для певца — это производственная необходимость. Мы знаем, что такое дисциплина. В условиях, когда театр превратился в оперное производство по выпуску спектаклей, сбоев быть не должно. Как бы мы себя ни чувствовали, нам надо выйти на сцену и спеть. Но мой опыт показывает: обязательно раз в году случится неделя, когда ты будешь чувствовать себя превосходно, находиться в отличной певческой форме, — и именно в эти семь дней ты ничего не будешь петь.

— Вы продолжаете ваши занятия пилатесом?

— Да, упражнения на растяжку очень полезны певцам. Пилатес укрепляет мышцы пресса и живота, это делает вокалиста более выносливым. И ему легче выдерживать спектакль.

— Два года назад вы записали в Петербурге с оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым CD с ариями из русских и чешских опер. Какова судьба этого диска?

— О, он имел впечатляющий успех. Был номинирован на «Грэмми» — сразу в двух номинациях. Правда, мы ничего не получили; но большая честь даже попасть в шорт-лист премии. Мне было чрезвычайно интересно работать с Валерием. И петь на сцене Мариинского театра. Вообще, когда я оказываюсь на сценах старых оперных театров, будь то La Scala или Мариинский, я испытываю трепет. Потому что кожей ощущаю ауру старого театра, чувствую свою причастность к его истории, к великим композиторам, которые для него писали, к великим оперным певицам прошлого. В Америке подобные чувства ощутить довольно сложно: это молодая страна, и там нет старых театров с прочными и давними оперными традициями.

— В этой связи вопрос: что вы чувствовали, выступая год назад на сцене концертного зала «Октябрьский», где приходилось петь с микрофоном? Вам это не претит? Как вы в принципе относитесь к коммерческим проектам?

— Я стараюсь делить свое время между коммерческими и некоммерческими проектами. Коммерческие проекты делают меня финансово независимой. И я могу позволить себе участвовать в некоммерческих проектах, которые мне интересны: например, записать CD с Гергиевым с заведомо нерепертуарной музыкой. Там я, например, пою арии из «Опричника» Чайковского — это опера, практически неизвестная на Западе.

— Есть ли у вас еще планы, связанные с Россией?

— О, да! В следующем году мы надеемся организовать мои мастер-классы в Москве и Петербурге. Хотя в России и без того масса превосходных голосов, в этом смысле ваша страна просто клад. Приехав сюда, я зашла на службу в Александро-Невскую лавру. И услышала великолепнейшие, необычные по тембру голоса в церковном хоре — как они пели! А в Москве в будущем году я собираюсь петь на концерте open air в Коломенском.

— Собираетесь ли вы продолжить сотрудничество с Мариинским театром?

— К сожалению, пока нет. Мой календарь плотно расписан вплоть до 2012 года, и Валерий тоже безумно занят. Совместить наши графики сложно. Но в будущем году я собираюсь сниматься здесь в фильме вместе с Хворостовским, в интерьерах петербургских дворцов. Вот тогда-то я позвоню Гергиеву и напомню о себе.

— А ваша телевизионная карьера?

— Да, в моей жизни появилось нечто совсем новое: я веду телепередачи. Делаю интервью со звездами оперной сцены. Мне предложили заменить в качестве телеведущей знаменитую певицу Барбару Стилс — она умерла в прошлом году. Эти передачи предваряют прямую трансляцию оперных спектаклей «Метрополитен-опера», которые проходят 12 раз в году и транслируются на больших экранах в 600 кинотеатрах по всему миру. Для меня это новый интересный опыт и большая честь. Но денег это не приносит, я работаю бесплатно. Правда, в будущем году я проведу только одну передачу. Потому что в остальных спектаклях, предназначенных для трансляции, буду петь сама.

openspace.ru

реклама

вам может быть интересно

Портрет маэстро Гайдна Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

опера

Персоналии

Рене Флеминг

просмотры: 3321



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть