Сергей Бодров-старший: кочевник

Сергей Бодров-старший

Сергей Бодров-старший, как его принято называть, чтобы не путать с сыном-тезкой, родился 28 июня 1948 года в Хабаровске. Окончил сценарный факультет ВГИКа и фактически всю свою жизнь этой профессии не изменяет. Написал немало сценариев самостоятельно и в соавторстве с самыми разными людьми — от «Баламута» и «Моей Анфисы» до знаменитого «Кавказского пленника». Кто-то удивится, но даже «Любимая женщина механика Гаврилова» принадлежит перу Бодрова.

Режиссерская стезя наметилась не сразу. Потребовалось время, годы журналистской работы в «Крокодиле», «Литературке», киножурнале «Фитиль». Считается, что Сергей Бодров живет и работает в Лос-Анджелесе с 1992 года. Но если ему задать вопрос о том, откуда он, то можно услышать в ответ: «Дом там, где работа». Что сам он русский режиссер, просто работающий за пределами родины.

Большая часть его жизни проходит в самолетах, автомобилях и гостиницах. Работает на бескрайних мировых просторах, все чаще на азиатских территориях, где проходили съемки таких мегапроектов, как «Монгол» и «Кочевник». Он буквально избороздил Монголию, Китай и Казахстан. Какое-то время Сергей Бодров жил и трудился в Казахстане, так что многие считают его выходцем из тех краев. Любовь к той земле несомненно у Бодрова в крови, он постоянно работает с людьми «оттуда» — кинорежиссером Гукой Омаровой (хотя место ее прописки — Голландия) и сценаристом Арифом Алиевым. Уже кажется, что течет в нем самом азиатская кровь, и он все больше обретает восточные черты.

За режиссуру Сергей Бодров взялся в 1984 году, когда в кино все обстояло не лучшим образом. Но это наверняка и закалило, и сформировало его абсолютно отдельно стоящую личность, которая не вписалась в какие бы то ни было направления и поколения. Его ранние картины «Непрофессионалы» и «СЭР» (Свобода — это рай) стали свидетельством профессионализма и были отмечены международными призами, включая престижную награду кинофестиваля в Монреале «СЭРу». Кстати, эта картина о воспитаннике опять-таки алма-атинской спецшколы для трудных подростков, который замыслил побег в колонию, где отбывает срок его отец. «Катала» стал знаковым фильмом времен перестройки, не избежав криминальной направленности, но это был один из наиболее достойных образцов жанра. «Кавказский пленник», снятый в 1996 году, номинировался на «Оскара», получил приз Европейской киноакадемии за сценарий, а потом был осыпан наградами на родине, вплоть до Госпремии России.

В 2002 году на кинофестивале в Венеции состоялась мировая премьера фильма Сергея Бодрова «Медвежий поцелуй». Сергея Бодрова-младшего, сыгравшего одну из главных ролей в картине, в Венеции не было. Он сам снимал фильм «Связной» в Кармадонском ущелье близ Владикавказа. И совсем скоро пришла ужасающая весть о гибели его съемочной группы в горах.

Тяжело об этом вспоминать, понимая, как невыносимо все это для Бодрова-старшего, ведь боль с годами не уходит. Но это трагедия, потрясшая абсолютно всех. В апреле Сергей Бодров-старший, получая «Нику» за последний свой фильм «Монгол» (всего их было шесть по разным профессиям), вспоминал этапы своей жизни, неразрывно связанные с этой кинонаградой, триумфом «Кавказского пленника», где дебютировал как актер его сын. А пять лет назад он получал уже награду за сына.

Теперь вот «Монгол», номинировавшийся на «Оскара» от Казахстана (это сложнейшая копродукция, в которой были задействованы сотни людей). Уже в первый российский уикенд прошлой осенью он собрал 2,7 миллиона долларов. Стартовал и в американском прокате 6 июня. Снимая блокбастер, а «Монгола» иначе не назовешь, Бодров работал, можно сказать, исходя из интеллектуального интереса, с ориентиром на Льва Гумилева и его воззрения, сражаясь со стереотипами. Создавал свою авторскую версию того, кем был Чингисхан как таковой и кем он стал для мира.

Светлана Хохрякова

реклама