Вокруг Оливье Мессиана

II Фестиваль-конкурс молодых органистов

Интенсивное конкурсное движение, развернувшееся в конце сезона, завершилось необычным состязанием. В Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве состоялся Второй открытый фестиваль-конкурс молодых органистов. Напомним, что три года назад орган швейцарской фирмы «Kuhn», построенный в 1955 году для Евангелистско-реформаторского собора в Базеле, был передан в дар католической общине в Москве, установлен и освящен в Кафедральном соборе. И за три сезона органные концерты завоевали большую популярность у столичной публики, в чем несомненная заслуга фонда «Искусство добра» (президент — сестра Валентина Новаковская), формирующего репертуарную политику. В соборе выступают не только известные российские органисты, но и крупнейшие артисты со всего мира, и главной задачей фонда стало приобщение слушателей к богатству духовной музыки христианских церквей.

В этом русле в 2007 году возникла идея конкурса молодых органистов с красивым названием «Soli Deo Gloria», преследующего две цели: продвижение талантливой молодежи и формирование определенной эстетики и исполнительского вкуса. На «Soli Deo Gloria»-2008 доминантой программ стали органные пьесы Оливье Мессиана — крупнейшего современного композитора, который, как он сам говорил, «стремился выразить через музыку истины католической веры». 100-летие со дня рождения Мессиана широко отмечается сейчас во многих странах, и важно, что Россия, где много лет его творчество находилось под идеологическим запретом, теперь открывает этого удивительно своеобразного композитора.

Три дня конкурсных прослушиваний собрали многих поклонников органного искусства, а церемония награждения стала настоящим праздничным действом. Председатель жюри — органист Ватиканской базилики святого Петра (сопровождающий все богослужения Папы Римского) Джанлука Либертуччи — начал с вручения специальных призов. За лучшее исполнение сочинения Мессиана Надежда Юрийчук (Украина) получила право сыграть концерт во Франции, а Ованес Манукян из Еревана был отмечен как автор интересной Сонаты для органа — он сможет выступить в Польше на фестивале современной музыки. Необычный спецприз получила Мария Макаренко — за наиболее оригинально составленную программу она сможет выступить в Риме, а также сопровождать литургию в Ватикане. Всего же приняли участие 12 органистов.

Лауреаты — Ольга Пащенко (Первая премия), Мария Блажевич (Вторая премия) и Лука Гаделия (Третья премия), прежде чем получить дипломы, сыграли наиболее выигрышные номера своей конкурсной программы, а публика в этот момент смогла не только их услышать, но и увидеть: на специальном экране транслировалась «картинка» с хоров, где установлен орган. Рядом с молодежью играли мэтры — члены жюри. Трое — Сильвэн Плюйо (Франция), Гюнтер Рост (Австрия), Марек Стефаньский (Польша) — выступали на открытии, сразу задав высокую планку всем конкурсантам. А завершил церемонию концерт Алексея Шмитова (Россия) и Джанлукки Либертуччи (Италия).

Профессор Московской консерватории Алексей Шмитов, прокомментировал затем итоги состязания:

— Своеобразие конкурса в том, что он проходит в католическом соборе и организован церковными организациями, и его направленность — прежде всего духовная в отличие от чисто концертного характера всех остальных российских органных состязаний.

— Обращает на себя внимание необычность программ участников, концепция которых связана с тем или иным определенным церковным праздником.

— Отмечая 100-летие со дня рождения Мессиана, мы предложили на выбор участников пьесы из трех циклов: «Вознесение», «Рождество Господа», «Девять медитаций на таинство Святой Троицы». Задача исполнителей была — собрать программу на 25 минут, состоящую из музыки Мессиана, Баха, а также произведений любых других композиторов, и объединить темой одного из событий церковного года. Предложенные условия заставили ребят проявить инициативу, поискать соответствующую музыку, провести исследовательскую работу.

— По составу участников, и особенно по жюри, конкурс фактически был международным. Как вам работалось?

— Сложилась прекрасная, доброжелательная обстановка. После каждого дня прослушиваний мы обменивались мнениями, чтобы выработать общие критерии оценки. Ну а распределение мест происходило математическим путем. Причем баллы ставились по трем позициям: оценка оригинальности программы и ее соответствия христианской тематике, технический уровень и интерпретация.

— Представьте, пожалуйста, героев «Soli Deo Gloria».

— Лука Гаделия (студент РАМ имени Гнесиных, класс Александра Фисейского) представил очень интересную и продуманную программу, выстроив в чередовании французских авторов не только Мессиана, но и Дюпре, Вьерна — и сочинения Баха. Его исполнение было ярким, эмоциональным, виртуозным, особенно финал Первой симфонии Вьерна. Так что Лука сразу же стал одним из фаворитов жюри. Мария Блажевич — органистка Тюменской филармонии. Она сделала акцент на произведениях старых мастеров, стильно и со вкусом исполнила, в частности, Рождественские вариации Дандрие. Мне особенно приятно представлять победителя конкурса Ольгу Пащенко, которая учится в моем классе в Московской консерватории. Она — одаренный и разносторонний музыкант, победитель международного конкурса пианистов в Каринтии (Австрия), конкурса клавесинистов в Петербурге. Ольга Пащенко обладает важным умением вжиться в исполняемую музыку, сделать ее «своей». Она играет очень естественно и в то же время чрезвычайно артистично, что, вероятно, и склонило чашу весов жюри в ее пользу.

— Вместо премий на этом конкурсе предоставляют концерты.

— Для молодых артистов самым важным является опыт общения с разными инструментами, возможность выступать. Первая премия — это неделя во Франции, концерты в Дижоне и его окрестностях, второе место — тур в Польшу, третий лауреат получил право дать сольный концерт здесь в Москве, в Кафедральном соборе.

— Как зарубежные гости оценили уровень наших ребят?

— Очень высоко и отметили, прежде всего, отличную техническую подготовку. Естественно, что по своей индивидуальности они все очень разные, многие только набирают концертный опыт. Но, как сказал Джанлукка Либертуччи, объявляя результаты, все участники имеют шанс, приехав на любой западный конкурс, добиться там успеха. Уровень наших органистов — европейский.

Евгения Кривицкая

реклама

вам может быть интересно

Новогодние фейерверки Классическая музыка