Джереми Айронс: джентльмен с надломом

Джереми Айронс

Джереми Джон Айронс родился на британском острове Уайт. Он окончил актерские курсы при бристольском Театре «Олд Вик» и сделал в нем блестящую карьеру. Вскоре его пригласили в Королевский шекспировский театр в Лондоне. Примерно в это время состоялся его кинодебют, он сыграл знаменитого танцора Нижинского в фильме Герберта Росса.

Британцы полюбили актера после телесериала «Возвращение в Брайтсхед» по роману Ивлина Во. Отечественные зрители впервые увидели Айронса в «Женщине французского лейтенанта» в начале 80-х. До сих пор непонятно, как этот изысканный фильм, снятый по постмодернистскому роману Джона Фаулза, попал на советские экраны. Но чудо свершилось, и актер стал для российской публики воплощением истинного британского джентльмена с брезгливо поджатыми губами.

Но для англоязычной публики по обе стороны Атлантики Айронс воплощал нечто иное — душевный надлом, таящийся под респектабельным обликом. Недаром он идеально подходил для ролей в пьесах Гарольда Пинтера. Экранизация одной из них — «Измены» — принесла ему большой успех. Поэтому никто не удивился, когда режиссер Шлендорф пригласил его на роль Свана в экранизации первого романа знаменитого прустовского цикла — «Любовь Свана». Сван Айронса с его мучительной безответной любовью оказался единственной удачей этого довольно бледного фильма.

Однако актер снимался не только в экранизациях серьезной прозы, он не боялся экспериментов. К примеру, сыграл гротескных близнецов в авангардистском фильме Дэвида Кроненберга «Dead Ringers». Однако номинации на «Оскара» удостоился за классическую мелодраму Барбета Шредера «Поворот фортуны» (1989). Как многие британские актеры с хорошей школой, Айронс может сыграть все. В его исполнении равно хорош и классический голливудский злодей террорист Грубер в «Крепком орешке», и утонченный невротик Кафка из одноименного фильма. Он чувствует себя уверенно и в качестве Арамиса из «Железной маски», и в роли Гумберта Гумберта из набоковской «Лолиты» Адриана Лайна.

Айронс не оставляет сцены. Он по-прежнему участвует в постановках своего любимого Пинтера. Когда драматургу вручали в Турине премию «Европа — театру», Айронс читал со сцены его стихи. От голливудской звезды такого не дождешься. Но актер и не считает себя звездой. Секрет своего успеха он формулирует так: «Надо думать, а не просто говорить. Слова возникают как продолжение мысли. В этом смысл нашего мастерства». Именно этим умением вначале думать, а потом говорить он и отличается от большинства своих собратьев по экрану.

Игнат Куракин

реклама