Место встреч Дуанеля

Новый сезон в зале Плейель

После ремонта, который пережил легендарный парижский концертный зал в 2006 году, все сильно изменилось. Здесь больше нет трех тысяч мест, которыми зал, выстроенный в 1927 году недалеко от площади Звезды на Фобур Сент-Оноре в стиле ар-деко, побивал все имеющиеся в мире музыкальные комплексы. Исчезла интимная атмосфера тесных кресел, гениально переданная в фильмах режиссера Франсуа Трюффо о придуманном персонаже Антуане Дуанеле. Знакомиться с интеллектуалками сюда теперь не ходят. Дорогостоящий ремонт смыл романтику, но принес комфорт — 1913 удобных кресел, развернутых к сцене, хорошее освещение и немного улучшенная, по сравнению с 1927-м и с 1968 годом, акустика. Напомню, что Игорь Стравинский, Давид Ойстрах, Яша Хейфец, Святослав Рихтер и другие выступали здесь, когда акустика была ужасающей. Теперь здесь удобные репетиционные залы для оркестра-резидента — Французского симфонического оркестра (Orchestre de Paris) под руководством Кристофа Эшенбаха, а также для Филармонического оркестра радио Франции, которым руководит Мюнг Ван Чунг.

Новый сезон 18 сентября открыл Эшенбах «Торжественной мессой» Бетховена. Эстафету подхватили Джон Элиот Гардинер, его Революционно-романтический оркестр и его же хор Монтеверди с программой — «Революционная музыка немецких композиторов бетховенского и постбетховенского времени». Революция подразумевалась, естественно, симфоническая. Речь идет прежде всего о Четвертой симфонии Брамса. Гардинер, знаток барочной музыки и страстный поклонник композиторов первой половины XX века, XIX веком интересовался несколько меньше, с легким презрением через него переступая. Но теперь дело обстоит иначе, и мэтр всерьез занялся ранними немецкими романтиками и Брамсом. Надо сказать, что песни Брамса в исполнении его коллектива звучат хоть и очень изысканно, но все-таки немного занудно. А вот идея вытравить лобовой трагизм из ми-минорной четвертой симфонии Брамса — вполне захватывающая. Гардинер не позволил скрипкам заунывно всхлипывать, а медным похоронно фонить. Пусть немного смазался лирический лейтмотив, но общая идея убрать романтическую печаль, которая не была свойственна композитору — удалась.

С октября начинается высокий сезон в зале Плейель — концерты каждый вечер, а по выходным и двойники. С концертами выступят многие значимые на сегодняшний день вокалисты — Джун Андерсон, Чечилия Бартоли, Анна Нетребко и Роландо Вилазон, Роберто Аланья, Джойс ДиДонато, Нина Штемме, Дебора Войт. Российские дирижеры будут представлены Валерием Гергиевым, Владимиром Федосеевым, Александром Ведерниковым, Туганом Сохиевым. Не говоря уже о многочисленных солидных западных и американских коллективах с прославленными руководителями — хоть по одному концерту в год в зале Плейель дадут все.

реклама