Формула Гладкова

Геннадий Гладков

В КЗЧ прошел концерт к 75-летию замечательного композитора

В филармоническом формате Геннадий Гладков появляется нечасто, да и не слишком-то с ним ассоциируется. Его инструментальные и балетные партитуры, проходящие по ведомству «академической» музыки, широкой аудитории практически не известны, тем более что иные из них ни разу публично не исполнялись и сценически не воплощались. То ли дело гладковские шедевры «прикладного» жанра, давно уже превратившие его в прижизненного классика: «Бременские музыканты», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Собака на сене», «Голубой щенок» и еще десятки других фильмов и спектаклей, музыка которых с годами нисколько не утратила притягательности и обаяния.

На концерте в КЗЧ замечательный композитор предстал в обеих своих ипостасях. По случаю круглой даты филармония предоставила ему зал и АСО, за пульт которого впервые встал Владимир Юровский, получивший на подготовку данной программы десять (!) репетиций. В результате оркестр в этот вечер смог бы смело тягаться с любым из лучших столичных коллективов (удачные выступления у АСО случаются, впрочем, не так уж и редко, но здесь дoлжно вести речь уже о некоем принципиально ином качественном уровне).

Первое отделение целиком было отдано «академическому» Гладкову и включало сразу две премьеры — фрагменты из нового балета «Возвращение Одиссея» и сюиту «Калейдоскоп» для симфонического оркестра. Кроме этого, прозвучали фрагменты из балета «Вий», большинству сидящих в зале также неизвестного. Во всех этих сочинениях Гладков демонстрирует, помимо всего прочего, великолепное владение всем арсеналом симфонического оркестра, а в исполнении АСО под управлением Юровского каждое из них можно было бы прямо здесь же, «вживую» записывать на CD.

Музыка «Одиссея» вызывает несомненный интерес и желание познакомиться с партитурой целиком — в сценическом воплощении. Вместе с тем прозвучавшие фрагменты создавали ощущение, что данный сюжет все-таки не стал Гладкову по-настоящему близким. Авторский стиль одного из самых индивидуально ярких современных композиторов просматривается здесь не без труда, маршевые же эпизоды напоминают местами то Прокофьева («Ромео и Джульетта»), то Хачатуряна («Спартак»), хотя о прямом подражании, а тем более заимствованиях, и речи быть не может.

В «Вие» также наблюдаются определенные переклички прежде всего со Стравинским и Шостаковичем — впрочем, сегодня избежать этого не удается почти никому из композиторов, работающих в академических жанрах. Но «Вий» — это все же совсем иная история, нежели «Одиссей». Знакомые гладковские интонации здесь отыскать, положим, едва ли не труднее, зато буквально кожей ощущаешь, насколько проникся композитор мистически-инфернальным характером гоголевского текста. Можно только поражаться тому обстоятельству, что (не считая давней уже киноверсии) балет этот так и не был ни разу поставлен.

Зато в сюите «Калейдоскоп», написанной в преддверии юбилейного вечера, индивидуальный стиль композитора — тонкого лирика и далекого от тривиальности мелодиста — ощущается в несравненно большей степени, нежели в обоих названных балетах. А такие ее номера, как «Признание» и «Воспоминание о вальсе», вполне могли бы быть причислены к лучшим страницам гладковской лирики. Последняя же часть сюиты — «Шествие факиров и клоунов» — становится своего рода связующим звеном между Гладковым «академическим» и «прикладным», каковому было отдано все второе отделение.

И здесь публика наконец в полной мере услышала того самого Гладкова, «говорящего» своим неповторимым «голосом», который ни с чьим больше не спутать. Юровский с АСО и примкнувший к ним Камерный хор Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина с блеском и драйвом исполнили парафраз на темы «Формулы любви» и впервые прозвучавшее в этот вечер музыкально-драматическое действо «Фантазии Свифта», основанное на музыке к фильму «Дом, который построил Свифт» и посвященное памяти одного из его авторов Григория Горина. Наряду с этим звучали популярные фрагменты из «Обыкновенного чуда», «Собаки на сене», номера из «Дульсинеи Тобосской», «Тартюфа», балета «Двенадцать стульев», мюзикла «Бременские музыканты», спектакля «Люди и страсти», давшего название всей программе. Жаль только, что из «Бременских музыкантов» была выбрана лишь серенада «Луч солнца золотого», не слишком удачно спетая Михаилом Боярским. И если, скажем, Теодоро из «Собаки на сене» в другом исполнении себе просто даже и не представить, то Трубадура Боярскому в его нынешней вокальной форме петь вряд ли стоило. Во фрагментах из «Обыкновенного чуда» очень достойно предстал Леонид Серебренников, чей голос звучал и в великом захаровском (вернее было бы сказать, гладковско-захаровском) фильме. Как всегда блистательному Вячеславу Войнаровскому пришлось в этот вечер выступать «за тех парней»: то за Караченцова (серенада Риккардо из «Собаки на сене»), то за Абдулова с Фарадой («Уно моменто»). А вот за самого себя он так и не выступил, хотя был ведь некогда потрясающим Сарафановым в опере «Старший сын» (к большому сожалению, в программе вечера не нашлось места этому по-настоящему оригинальному и глубокому сочинению композитора). Удачно выступила в компании с ветеранами и молодая Анна Бутурлина.

Ближе к финалу на сцену вышел Алексей Рыбников и, произнеся искренний и прочувствованный спич в адрес виновника торжества, вручил-таки ему от своего «Музыкального сердца театра» Большой приз в виде скрипичного ключа.

Другим подарком к юбилею Гладкова стала посвященная ему «Книга о веселом композиторе» Андрея Семенова, выпущенная издательством «Музыка». В этот вечер Семенов взял на себя роль режиссера программы, а его интересную и содержательную книгу, написанную со знанием дела и искренней любовью к своему герою и учителю, можно было купить в фойе или получить непосредственно от автора.

Еще один подарок к юбилею Геннадия Гладкова, увы, запаздывает. Речь идет об обещанной премьере мюзикла «Обыкновенное чудо», для которого композитором написано немало новых номеров. Конкретные сроки и участники этого проекта пока держатся в тайне.

Дмитрий Морозов

На правах рекламы:
Современные натяжные потолки отличает красота и простота установки. Любые ваши фантазии помогут реализовать многоуровневые потолки. Предлагаем вам лучшие предложения и цены в Москве, а также онлайн-калькулятор — с его помощью вы сможете рассчитать примерную цену.

реклама