Лариса Голубкина: у неё такой характер

Лариса Голубкина

Ее актерская биография развивается «под знаком» трех муз. И первые две из них, как легко догадаться, Мельпомена и Талия, музы трагедии и комедии, — ведь в этих жанрах Лариса Голубкина не раз получала возможность проявить свои природные способности. Третья же, Эвтерпа — покровительница музыки, а музыка с детства была и до сих пор остается естественной «средой обитания» Голубкиной, получившей, кстати, специальное образование на факультете артистов музыкального театра ГИТИСа (курс Иосифа Туманова). Так что концертная деятельность для нее такая же профессиональная необходимость, как деятельность собственно артистическая.

Правда, это тот самый редкий случай, когда две ипостаси одного дарования органично дополняют друг друга. Каждая песня или романс в вокально-безупречном исполнении Голубкиной неизменно оборачивается абсолютно законченной миниатюрой (недаром же уроки певческого мастерства она брала у Марии Максаковой, а образцом для подражания Лариса Ивановна всегда считала Клавдию Шульженко). А уж если речь идет о «Колыбельной Светлане» или о куплетах Шуры Азаровой из спектакля «Давным-давно» и фильма «Гусарская баллада», миниатюра эта «окрашивается» в особо теплые «тона». Что, в сущности, закономерно: все-таки роль Шуры Азаровой — счастливый талисман актрисы. С Шурой Азаровой связаны сразу два ее дебюта: кинематографический, датированный 1962-м, и театральный, состоявшийся в Центральном театре Советской (ныне — Российской) Армии в 1964-м.

На армейской сцене Лариса Голубкина играла Шуру Азарову долго, в течение двадцати лет. Но ее героиня не теряла ни своей обворожительности, ни страстного патриотического настроя. Все это нравилось публике, которая, продолжая по инерции ассоциировать актрису с образом кавалерист-девицы времен Отечественной войны 1812 года, тем не менее, ценила Голубкину и за другие свойства ее индивидуальности.

К примеру, за позитив и обаяние, что излучали ранние, лирико-комедийные создания актрисы (скажем, Ева в спектакле «Солдат и Ева» Е.Борисовой, Татьяна Шумова и Рита в кинокартинах «Дайте жалобную книгу» и «День счастья» или Элиза Дулитл в телевизионном «Бенефисе»). За смелость и изящество, с которыми она осваивала откровенно фарсовую стихию (тут стоит вспомнить не в меру раскованную «эмансипе» Элейн Маццони и экзальтированную певичку Бобби Митчелл из «Последнего пылко влюбленного» Н.Саймона). За глубину и отсутствие пафоса в ее драматических ролях (в том числе: санинструктора Зои в киноэпопее «Освобождение», возлюбленной барона Мюнхгаузена Марты или артистки кабаре Ани в спектаклях «Комическая фантазия» Г.Горина и «Провокация» Ю.Семенова). Импонирует зрителям и то, с каким достоинством Голубкина встречает свой возраст, в согласии с которым сегодня с явным удовольствием «погружается» в мир драматургии А.Н. Островского.

Мир этот желанен для любого человека театра. А уж для Ларисы Голубкиной особенно, так как данная сфера практически не освоена ею. Правда, справедливости ради надо заметить, что к пьесе «На бойком месте», вернее к мюзиклу, написанному Геннадием Гладковым по мотивам произведения Островского, актриса уже прикасалась, но в вышедшем в 1994-м в ЦАТРА спектакле участия не принимала. Зато сейчас в ее репертуаре — лукавая Аполлинария Панфиловна из спектакля «Сердце не камень», домовитая, по-житейски мудрая Фелицата Антоновна Шаблова из «Поздней любви», жесткая, наделенная недюжинной деловой хваткой и отнюдь не женским характером Меропа Давыдовна Мурзавецкая в «Волках и овцах».

Сложный характер отличает и саму актрису. Как и все люди искусства, Голубкина, конечно же, хочет как можно более полно реализовать свои творческие потребности, но, судя по различным высказываниям самой Ларисы Ивановны, на компромисс с собой даже ради какой-либо выдающейся роли она не пойдет. И, будучи преданной актерскому делу, относится к нему разумно, без фанатизма. Чувствуется, что, как и у всякой нормальной женщины, главным личностным приоритетом Ларисы Голубкиной является ее семья. И такая позиция не может не вызвать уважения. Потому что работа, какой бы любимой она ни была, — пусть и важная, но все же лишь часть жизни.

Марина Борисова

реклама