Русско-французский фортепианный дуэт

На концерте Бориса Березовского и Бриджит Анжерер

На фото (с официального сайта Мариинского театра):  Бриджит Анжерер и Борис Березовский

В самый разгар XVIII музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» в Концертном зале Мариинки состоялся концерт русско-французского фортепианного дуэта. Борис Березовский и Бриджит Анжерер – концертирующие пианисты-солисты – недавно записали диск с произведениями Рахманинова для двух фортепиано, который был удостоен нескольких престижных премий. И вот теперь петербургской публике представилась возможность «вживую» оценить результаты творческого взаимодействия музыкантов.

Борис Березовский известен в России еще со времен Международного конкурса им. П. И. Чайковского 1990 года, где он был удостоен золотой медали. Пианист давно живет за границей, но часто выступает в России и пользуется заслуженной репутацией глубокого и тонкого музыканта. В его интерпретациях виртуозность никогда не становится самоцелью, как у многих концертирующих пианистов, но является лишь средством, позволяющим проникать в глубинные пласты композиторского замысла. Березовский не стремится покорить зал эффектными жестами, громоподобными звучностями, в его звуковой палитре преобладают тончайшие оттенки piano, позволяющие наиболее полно раскрывать внутренний мир романтического героя.

Бриджит Анжерер училась сначала в парижской консерватории, а затем в московской. Была лауреатом престижных конкурсов, среди которых конкурс им. Чайковского в Москве, конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе и конкурс им. Маргариты Лонг в Париже. Карьера французской пианистки стала стремительно развиваться после приглашения легендарного Герберта фон Караяна, который предложил ей выступить с оркестром Берлинской филармонии. В послужном списке Анжерер также выступления с Лондонским и Чикагским симфоническими, оркестрами Венской, Нью-Йоркской, Мюнхенской и Санкт-Петербургской филармоний, сотрудничество с Даниэлем Баренбоймом, Зубином Метой, Риккардо Шайи, Сейджи Озавой, Мстиславом Ростроповичем, Юрием Темиркановым.

Первоначально заявленная на сайте Мариинского театра программа включала обе сюиты для двух фортепиано Рахманинова, а также Патетический концерт Листа для двух фортепиано и обработку его же 2-й Венгерской рапсодии для фортепиано в 4 руки. Но, к огорчению истинных ценителей дуэтной музыки, программа была облегчена. Место второй сюиты для двух фортепиано Рахманинова, одной из вершин русской музыки, заняло рахманиновское переложение для фортепиано в четыре руки сюиты из балета «Спящая красавица» Чайковского, а Патетический концерт Листа заменили обработки «Воспоминания о Дон Жуане» и «Мефисто-вальса».

Первое отделение концерта целиком состояло из сочинений Листа, причем сочинений виртуозных, бравурных, рассчитанных прежде всего на внешний эффект. К тому же, все они - «Воспоминание о Дон Жуане», «Мефисто-вальс» и 2-я Венгерская рапсодия - изначально написаны для одного фортепиано. В двухрояльной версии «Дон Жуан» и «Мефисто-вальс» прозвучали излишне громоздко и тяжеловесно. Популярная венгерская рапсодия, исполненная на одном инструменте в четыре руки, слушалась легче и была принята публикой с большим энтузиазмом. Пожалуй, лучшим номером концерта стала исполненная во втором отделении Фантазия Рахманинова, за исключением финальной части сюиты, сыгранной с большим количеством грязных нот. Подлинный шедевр раннего Рахманинова был исполнен вполне традиционно, но с «французским акцентом». Трагические ноты сочинения были завуалированы игрой красок, подчас импрессионистическим звучанием инструментов. Упор на внешнюю изобразительность ощущался на протяжении всего концерта, и сюита Рахманинова, к сожалению, также не стала исключением. Исполненные на бис ноктюрн Листа «по мотивам» его же 104-го сонета Петрарки, полька Шостаковича, «бэби-буги» американского композитора и вальс Хачатуряна продолжили «популярно-развлекательную» линию вечера.

В целом, концерт оставил ощущение неудовлетворенности. От таких именитых музыкантов можно было ожидать гораздо большего. Ведь на концерты классической музыки приходишь не развлекаться, а в поисках смыслов. Грустно было покидать концертный зал. Но не из-за того, что хотелось остаться…

реклама