На концерте китайского пианиста Ли Юнди

Иван Фёдоров, 02.07.2010 в 11:10

В Концертном зале Мариинского театра в рамках музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» состоялся очередной концерт фортепианной музыки. На сей раз петербургской публике предстояло познакомиться с творчеством китайского пианиста Ли Юнди (Li Yundi). В 2000 году в возрасте 18 лет музыкант одержал победу на престижном фортепианном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве, став не только самым молодым лауреатом этого конкурса, но и первым победившим на нем китайцем. С тех пор международная карьера Юнди стремительно развивается. Пианист выступает на лучших концертных площадках, сотрудничает с ведущими оркестрами, много записывается.

В первом отделении концерта, целиком состоявшего из произведений Шопена, были исполнены пять ноктюрнов и Andante spianato и Большой блестящий полонез, ор. 22. Внешне хрупкий юноша с первых же звуков покорил зал необычайно одухотворенным музицированием, представ прежде всего утонченным лириком. Это было настоящее пение на рояле! Мягкое завораживающее туше, изысканная фразировка, филигранные пассажи полностью погрузили слушателей в мир шопеновского романтизма. Нельзя не признать, что ноктюрны в исполнении Юнди стали подлинным откровением фортепианного вечера. Волевой ритм и блестящая виртуозность, продемонстрированные пианистом в Большом блестящем полонезе, позволили эффектно завершить потрясающую по силе воздействия половину концерта.

После такой высокой планки четыре мазурки (ор. 33), вторая соната и ля-бемоль мажорный полонез (ор. 53), прозвучавшие во втором отделении, к сожалению, воспринимались не так ярко. Прежде всего это можно отнести к сонате. Да, был драматургически точно выстроенный знаменитый похоронный марш и феерически исполненный финал - «ветер над могилами». Но не было ощущения единства цикла, которое возникает в интерпретациях великих пианистов. Две первые части, сыгранные торопливо и, как ни странно, отчасти даже агрессивно, не стали частями единого целого. Откуда-то появилась жесткость в звукоизвлечении, пианист даже стал стучать ногой по педали, что было отчетливо слышно в первых рядах. Исполненный затем ля-бемоль мажорный полонез запомнился только сыгранным в предельно быстром темпе октавным эпизодом.

Несмотря на более чем благосклонный прием публики, Юнди только дважды вышел играть на бис. Первым стала пасторальная пьеса китайского композитора, вторым - до минорый этюд Шопена, объявленный пианистом как «Революция». «Революционный» этюд был исполнен в таком быстром темпе, что больше походил на цирковой трюк. В таком движении ни одной ноты в аккомпанирующей левой руке различить было попросту невозможно.

В целом, выступление знаменитого китайского пианиста, несомненно, стало одним из самых ярких событий фестиваля. Несомненно, что у пианиста поистине неограниченный потенциал, и, учитывая его молодой возраст, мы вправе рассчитывать на дальнейший творческий рост незаурядного артиста. Юнди вышел с честью из нелегкого испытания сложнейшим репертуаром и подтвердил репутацию одного из лучших интерпретаторов произведений Шопена среди молодого поколения пианистов.

А в заключении процитируем отрывок из статьи на одном из китайских сайтов: «Чунцин - большой промышленный город на западе Китая. Это родной город Ли Юнди. Ли Юнди родился 7 октября 1982 года в простой рабочей семье. Его отец Ли Чуань работал на металлургическом заводе, а мать Чжан Сяолу - на государственном предприятии. Родители не имели музыкального образования, но когда их сыну Ли Юнди исполнилось 4 года, они отдали обучать сына игре на фортепьяно. В 1996 году Ли Юнди был принят в Шэньчжэньский институт искусств. Чтобы создать сыну особые условия для занятий музыкой, мать Ли Юнди даже уволилась с работы и переехала жить из Чунцзиня в Шэньчжэнь. В связи с тем, что отец Ли Юнди зарабатывал немного, институт освободил студента от платы за учебу и взял на себя все расходы, необходимые для участия в международных конкурсах пианистов. Руководство института создало все условия для учебы талантливого юноши».

Не правда ли, в сегодняшней России о такой поддержке начинающие музыканты могут только мечтать?!

реклама

вам может быть интересно

На фоне Вагнера Классическая музыка
Не роковая, но ошибка Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть