Французское с нижегородским

28.10.2010 в 21:18

Оказавшись возле афиш Нижегородской филармонии, не веришь глазам — Денис Мацуев, Квартет имени Бородина, Владимир Спиваков с НФОРом, опера в концертном исполнении силами французских певцов и дирижера... Словно и не уезжала из Москвы. Такое изобилие крупных имен (перечислены только «топовые») и интересных программ — по случаю XI Международного фестиваля имени А.Д.Сахарова. (Впрочем, замечу в скобках: и за его рамками концертный сезон насыщен интересными событиями: сразу после окончания фестиваля в Нижнем Новгороде играл французский пианист Паскаль Девуайон, а фестивальную эстафету подхватил XVII Фестиваль «Новые имена», представивший юных виртуозов Нижнего Новгорода и Москвы.)

Концепция Сахаровского фестиваля обозначена очень ясно: «Русское искусство и мир» и отвечает мировоззренческому духу академика Сахарова. Вторая составляющая — синтез разных искусств. Поэтому в программах был и литературный вечер — Антонина Кузнецова устроила «Прогулки по Парижу», и одна из новинок прошлого московского сезона — «Директор театра» Дмитрия Бертмана.

Все концерты группировались в блоки, представлявшие культуру разных стран. Эта идея была успешно апробирована на предыдущих Сахаровских фестивалях, только на сей раз приоритет, что и неудивительно, получила Франция: в семи концертах из четырнадцати главное место заняли французская музыка и французские артисты. На пресс-конференциях, предшествующих почти каждому фестивальному событию, директор Нижегородской филармонии имени Ростроповича Ольга Томина говорила о неоценимом вкладе организации «Альянс Франсез», сделавшей возможными гастроли целой обоймы великолепных музыкантов, и, конечно, о поддержке губернатора Нижегородской области В.Шанцева, под патронажем которого проходил фестиваль.

Открывал «Французский сезон» оркестр города Лилля, накануне с успехом выступивший в Москве. В Нижний Новгород оркестр привез такую редкость, как «Смерть Клеопатры» Берлиоза с меццо Софи Фурнье, и две сюиты из музыки Бизе к «Арлезианке», сыгранные, правда, со странными купюрами внутри пьес.

А вот пианист Жан-Эффлам Бавузе — эксклюзивный гость Сахаровского фестиваля, и то, что этот исключительный музыкант еще ни разу не концертировал в Москве, — большая потеря. В Нижнем Бавузе встречали с особым вниманием, поскольку в прошлые разы артист играл с филармоническим оркестром под управлением Александра Скульского такие уникальные программы, как все пять фортепианных концертов Прокофьева (в два вечера) или весь фортепианный Равель. Как интерпретатор французской классики — прежде всего Дебюсси и Равеля — он вне конкуренции: удивительная чувствительность к оттенкам звука, естественная спонтанность фразы, специфически французская виртуозность, сочетающая романтическое «перле» и импрессионистическую звукопись. Но, кроме второй тетради «Прелюдий» Дебюсси, Бавузе сыграл и две сонаты Бетховена, трактовав их в духе французской эстетики: светло, оптимистично, больше в связи с эпохой Просвещения, чем «Бури и натиска».

Французскую тему продолжила опера «Самсон и Далила» Сен-Санса. К сожалению, большой проблемой оказалось найти хор, способный оперативно выучить свою партию и влиться в приглашенную команду дирижера Венсана Монтейя, солистов Изабель Верне и Даниэля Гальвез-Валлейо. Так что фактически прозвучали избранные страницы из оперы. Безусловно, понравилась Верне, обладающая настоящей сценической харизмой и безо всяких усилий перевоплощавшаяся то в нежную одалиску, то в насмехающуюся фурию. Меньше понравился исполнитель Самсона, поскольку его голос больше подходит для вердиевского и еще больше — для веристского репертуара. Но в профессиональном плане Гальвез-Валлейо был стабилен и все верхние ноты брал крепко и точно. АСО Нижегородской филармонии под управлением Монтейя был деликатен в аккомпанементе и смог за несколько репетиций вжиться в сладостный колорит музыки Сен-Санса. И даже досадный промах дирижера в финальном такте партитуры не испортил в целом очень яркого впечатления от этой версии «Самсона и Далилы».

Русско-французскую программу привез Квартет имени Бородина — один из любимейших коллективов в истории Сахаровского фестиваля. Выступление музыкантов было посвящено памяти Валентина Берлинского, легендарного виолончелиста и одного из основателей ансамбля. Имя артиста вспоминалось неоднократно еще и потому, что он стоял у истоков фестиваля и был одним из авторов его идеи.

После Второго струнного квартета Чайковского бородинцы вместе с пианисткой Людмилой Берлинской сыграли Квинтет Сезара Франка — сочинение, где мятежность и эмоциональная экспрессия достигают огромного накала. Конечно, Кремлевский зал Нижегородской филармонии не очень подходит для камерной музыки, и великолепие программ в очередной раз подчеркнуло, как необходим современный (прежде всего в акустическом плане) концертный комплекс такой сильной филармонии, умеющей сформировать и «поднять» концертный сезон столичного уровня. «Французский сезон» завершился «Фантастической симфонией» Берлиоза (дирижер — А.Скульский) и Первым концертом Листа, где солировал прилетевший прямо с московского гала-концерта «Крещендо» Денис Мацуев. Появление звезды на нижегородском небосклоне не обошлось без курьеза: некоторые его поклонники из числа тех, кто посещает концерты классической музыки из соображений престижа, сетовали, что Мацуев играл слишком мало и почему-то «проигнорировал» «Фантастическую симфонию», уверенные, что автор предусмотрел там партию солирующего рояля...

XI Сахаровский фестиваль вместил также «Дни культуры Норвегии» с выступлением исполнителя на норвежской народной скрипке Вегара Вордала вместе с российскими артистами Михаилом Альпериным и Аркадием Шилклопером, «Дни культуры Нидерландов», в рамках которых состоялись приезд барочного ансамбля «Musica Amphion» и отдельный сольный концерт его руководителя, клавесиниста Петера-Яна Белдера. Привлекла внимание интересная симфоническая программа с акцентом на творчество современных голландских композиторов: Андриссена, Вельдхауза (состоялись две российские премьеры его опусов). За дирижерский пульт в тот вечер встал еще один гость фестиваля — бельгийский дирижер Иван Мейлеманс.

Но все же самое яркое впечатление Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии оставил в те моменты, когда с ним был главный дирижер Александр Скульский. Тогда оркестр творил чудеса, как это случилось в «День итальянской культуры». Увертюра к «Силе судьбы» требует прежде всего выверенности баланса: стройные аккорды всей духовой группы, жалостливые соло деревянных и прозрачный фон струнных, певучее тутти — все получилось и прозвучало прекрасно. Скульский блеснул также и искусством аккомпанемента, заставив пожалеть о его отсутствии на финалах московских конкурсов инструменталистов. Комфортно и вальяжно чувствовали себя солисты Большого театра Анна Аглатова и Виталий Панфилов в ариях из итальянских опер: все рубато и цезуры были предугаданы и подхвачены дирижером. Но высшим пилотажем в плане ансамбля оказался Пятый скрипичный концерт Паганини — вещь головоломной трудности, о которой забываешь, слушая исполнение виртуоза Сергея Крылова. Как это часто бывает на фестивалях, солист и оркестр встретились на генеральной репетиции, но взаимопонимание оказалось фантастическим, а художественный результат — высочайшим. Слушая исполнение такого уровня, начинаешь понимать, в чем секрет Нижегородской филармонии: артисты самого большого ранга с удовольствием возвращаются сюда вновь и вновь, чтобы получить возможность такого музыкантского альянса. Так что вполне заслуженно этой осенью Нижегородская филармония была удостоена почетного статуса «Национальное достояние России» за вклад в развитие современной культуры и проведение просветительских и гуманитарных проектов. А Ольга Томина стала лауреатом Международной общественной премии «Виват, маэстро!» в номинации «За вклад в сохранение богатейшего духовного, культурного, эстетического наследия многонациональной России».

Фестивальные празднества завершились гастролями Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и Александра Гаврилюка в качестве солиста в ми-минорном Концерте Шопена. В истории Сахаровских фестивалей перевернута еще одна страница, заполненная яркими, неординарными событиями.

реклама

вам может быть интересно

Актуальный Бах Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Александр Гаврилюк

Коллективы

Квартет имени Бородина

просмотры: 688



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть