Сергей Никоненко: классик, одним словом

Сергей Никоненко

16 апреля исполнилось 70 лет актеру и режиссеру Сергею Никоненко. Родился он в Москве, и часто, упоминая это обстоятельство, говорят о том, что он совсем не столичный человек. Об этом свидетельствуют его роли, особенно шукшинские. И это воспринимается как парадокс. Но все имеет свои истоки. Осенью прошлого года, в дни Кинофестиваля «Золотой Феникс», проходившего в Смоленске, Сергей Петрович отправился в один из районов. Провел там весь день, вернулся с банками свежайшего ароматного меда, другими сельскими подарками. Угощал своих друзей, раздавал мед. Принес эти дары в гостиничный ресторан, всем устроил праздник, которым был сам переполнен. Впечатлений от той поездки получил море, чуть не плакал, рассказывая о событиях дня. А повстречал он в том селе людей, которые всю жизнь гордятся тем, что родственники знаменитого Никоненко из их мест. Встретил Сергей Петрович и очень пожилого человека, который помнил его родню. Как на прародине побывал. Вот и основа той правды, которая генетически в нем заложена, в его человеческой и актерской природе и определяет характер многих его персонажей.

А их в кино было 200. Сергей Никоненко сниматься начал рано, еще в студенческую пору. Учился во ВГИКе дважды. В 1964-м окончил актерскую мастерскую, а в 1972-м — режиссерскую — Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Его курс стал легендарным, подарившим созвездие имен: Николай Губенко, Жанна Болотова, Галина Польских, Жанна Прохоренко, Лидия Федосеева. Герасимов писал на Никоненко роли, снимал в своих картинах. Он сыграл в «Людях и зверях» и сразу запомнился своей искренностью и открытостью, которой наделил и своего героя в «Журналисте» — редактора районной газеты, смотревшегося на фоне респектабельного московского коллеги работягой, вкалывавшим на своем поприще, словно на колхозном поле в страду, при этом стопроцентного интеллигента. Интересно, что в годы учебы играл в учебных работах Гамлета, выходил на сцену в дипломном спектакле «Карьера Артуро Уи». Кино предлагало другой материал. Можно даже сказать, что Сергею Никоненко, особенно в молодые годы, удалось воплотить, что называется, образ героя нашего времени, национальный характер. Так и воспринимался идеальный советский человек, каким его показал молодой актер. Даже если это был неблагополучный, «неподдающийся» парень, как в «Крыльях» Ларисы Шепитько. Все равно зритель верил в него, в то, что он настоящий. Режисерам на Никоненко везло, а ему — на них. Самую скромную по протяженности роль он умел сделать значительной, задающей фильму камертон. Вспомним «Звонят, откройте дверь!» Митты, «Тему» Панфилова, «Неоконченную пьесу для механического пианино» Михалкова, «Парад планет» и «Время танцора» Абдрашитова, «Зимний вечер в Гаграх» Шахназарова, «Анкор, еще анкор!» старшего Тодоровского, «Дети понедельника» Суриковой. Рожденный накануне Великой Отечественной, он потом играл солдат, причем не только в советских картинах, но снимался в Венгрии и ГДР. Такими теперь и представляют последующие поколения защитников Отечества.

У самого Сергея Никоненко было и есть два кумира: Есенин и Шукшин. Есенина он читал, играл поэта в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт», стал даже директором Есенинского культурного центра в Москве, сам проводит экскурсии в квартире, превращенной в музей. С Шукшиным познакомился еще во ВГИКе, снимался у него в «Странных людях», играл его героев после смерти Шукшина («Брат мой...»), сам снял фильм по его прозе «Петрухина фамилия», потом «Елки-палки», «А поутру они проснулись». Писал сценарии и непременно играл шукшинских героев. Сергей Никоненко как режиссер снял 12 картин.

Работы и сегодня много, снимается в кино и сериалах. Он абсолютный классик по профессионализму. Кстати, картина «Классик» Георгия Шенгелия, где у Сергея Петровича одна из главных ролей, принесла ему награды и признание зрителей.

Сергей Никоненко все время в движении, может ради встречи со зрителями преодолевать огромные расстояния, из одного края в другой, чтобы успеть к выходу на сцену какого-нибудь самого скромного Дома культуры. Будучи арбатским жителем, неустанно ведет борьбу за сохранение своего двора, его исторического облика, хотя противники влиятельные и знаменитые. В нем нет снобизма и столичного актерского лоска, в сущности, любой зритель чувствует в нем своего человека, а если подойдет поблагодарить за талант, сможет поговорить с сердечно расположенным человеком.

Евдокия Кисилева

реклама

вам может быть интересно

Мессианские хроники Классическая музыка