Жар-птицы из Северной столицы

Гастроли Мариинского балета в Нью-Йорке

Балет «Анна Каренина». Ruby Washington/The New York Times

11 июля на сцене Метрополитен-оперы спектаклем «Анна Каренина» под управлением Валерия Гергиева открылись нью-йоркские гастроли Мариинского балета, проходящие в рамках ежегодного музыкального фестиваля в Линкольн-центре. Публика и представители культурной общественности города с большим энтузиазмом ожидали приезда Мариинского театра.

Накануне визита в американской прессе вышло несколько статей, выражающих чаяния балетных экспертов и наполненных восторгом от предвкушения яркого праздника. В анонсе гастролей, вышедшем в газете «Нью-Йорк Таймс», Клаудиа Ла Рокко выразила свои чувства, процитировав коллегу по цеху и давнего рецензента Мариинского Лауры Капелле, назвавшей труппу театра и репертуар нынешних гастролей «богатством, приводящим в замешательство». Мариинка предоставляет уникальную возможность посмотреть на то, как танцовщики, взращенные в традициях классического имперского балета, исполняют современную хореографию - «как обычному человеку выбирать из всего этого разнообразия?!».

Издание «Сити Артс» считает, что в этом году «повод для гастролей в Метрополитен настолько же музыкальный, насколько кинетический», и во многом обусловлен интересом Валерия Гергиева к музыке Родиона Щедрина. Среди танцовщиков автор выделяет «занимающих лидирующие позиции в мировом балете» Диану Вишнёву и Ульяну Лопаткину в партиях Кармен и Анны. С большим интересом ожидаются выступления Екатерины Кондауровой и Виктории Терёшкиной, ставших звёздами гастрольного тура в Сити-центре в 2008 году, и «харизматичного танцовщика-актера» Юрия Смекалова, которого нью-йоркская публика знает по гастролям театра Бориса Эйфмана. Из молодого поколения особые надежды возлагаются на Евгению Образцову и Владимира Шклярова, ярко заявивших о себе в «Золушке» Ратманского.

Мариинский балет в этот приезд представляет на фестивале две американские премьеры - балеты Ратманского «Анна Каренина» и «Конёк-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина. В газете «Нью-Йорк Таймс» уже появились первые рецензии Аластера Маколея, посвященные этим спектаклям.

«Конёк-Горбунок», показанный 12 июля, вызвал абсолютный восторг у строгого балетного эксперта. Как пишет Маколей, знаменитый своими классическими традициями Мариинский балет в этом спектакле показал себя с «абсолютно игровой стороны». Исполнение было «первоклассным, располагающим к себе аудиторию,… полным вдохновения и даже комедийным». Постановка представляет собой «восхитительную комедию в двух действиях, которая передает русский фольклор в гораздо большей степени, нежели все оперы Римского-Корсакова вместе взятые». Автор обращает внимание на то, что Щедрин написал музыку к балету в 1955 году, что гораздо раньше, чем созданная им «Анна Каренина» (1968 года), напоминающая музыку к кинофильмам Прокофьева, по сравнению с которой «Конёк-Горбунок» «лучше подходит именно для танцевального репертуара». «Музыка полна живительных ритмов и фольклорных красок» и нередко напоминает ранние работы Стравинского - «Жар-птицу» и «Петрушку». Более того, автор замечает, что среди персонажей множество жар-птиц. По его мнению, в творчестве Ратманского этот балет открывает новую сторону – умение передавать «целый спектр танцевальных образов и его любовь к детской непосредственности. Как минимум 5 персонажей обладают ярко-выраженной индивидуальностью […] За последние 30 лет это наиболее яркое использование формального языка жестов в балете». Автор восхищается «фантастическими костюмами» сказочных персонажей – в частности «морских жителей с их зеркальными лицами (в виде отражений), нарисованными прямо на торсах, что заставляет зрителя внимательно разглядывать детали костюма». Не обойдено вниманием мастерство исполнителей, торсы которых «необычайно свободны, а их наивная манера поведения подкупает». Из солистов он выделяет «жизнерадостно-неутомимого» Владимира Шклярова, «сияющего открытой улыбкой», как если бы для его персонажа весь мир был в новинку, Викторию Терёшкину – «от исполненных ею серии renversés захватывает дыхание», Василия Ткаченко – «завораживающего озорника под стать главной партии», которую он танцует.

В рецензии на «Анну Каренину» Маколей пишет о том, что с его точки зрения любые попытки создать балет на сюжет «Анны Карениной» (Майя Плисецкая - в 1968 г., Андрей Проковский - в 1979 г., Борис Эйфман в 2005 г.) не вполне состоятельны, так как роман невозможно свести только к любовной интриге, которая ставится во главу угла во всех хореографических версиях. Одну из сцен балета Ратманского-Щедрина Маколей считает наиболее «передающей весь комплекс толстовской реальности» – когда Анна у себя дома «демонстрирует свои чувства по отношению к сыну на одной стороне сцены, а ее супруг в то же время работает за столом – на другой стороне». Диану Вишнёву, исполнившую заглавную партию 11 июля, критик называет «безупречной Анной: великолепной, убедительной, простой, красноречивой».

Заслуживает упоминания тот факт, что 13 июля Диана Вишнёва отпраздновала свой день рождения. В поздравительном письме, адресованном выдающейся прима-балерине, Президент РФ Дмитрий Медведев, отметил «уникальные природные данные, яркую индивидуальность и артистический темперамент», благодаря которым Диана Вишнёва стала «признанной звездой мирового хореографического искусства», исполненные ею партии «на лучших сценах планеты, без преувеличения, покорили ценителей балета».

Напомним, что гастроли Мариинского балета на сцене Метрополитен-оперы продлятся до 16 июля включительно.

Пресс-клиппинг предоставлен пресс-службой Мариинского театра

реклама