Флеминг и Хворостовский как дворцовый ансамбль

Игорь Корябин, 09.10.2011 в 19:09

Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге

Скоро фильм снимается, да не скоро саундтрек с картинкой монтируется… Съемки видового музыкального фильма «Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге» прошли летом 2008 года. В тот год, помимо киносъемок во дворцах Санкт-Петербурга, Рене Флеминг дала два плановых сольных концерта: в Москве на сцене Большого зала Дома музыки и в Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра. И случилось это примерно через два с половиной года, после того как Дмитрий Хворостовский впервые представил Рене Флеминг московской публике в рамках своего проекта под названием «Дмитрий Хворостовский приглашает друзей». Первый московский концерт Флеминг (совместно с Хворостовским) состоялся в феврале 2006 года на сцене Большого зала консерватории – и с этого момента до начала съемок фильма воды утекло немало. С момента же съемок до выхода фильма в отечественный кинопрокат воды утекло еще больше – прошло чуть более трех лет…

Но как бы то ни было, а 6 октября этого года кинокомпания «НЕВАФИЛЬМ EMOTION» представила пресс-показ долгожданного фильма в Москве (в кинотеатре «Формула Кино Стрела»), а сразу после этого провела приуроченную к показу пресс-конференцию с Дмитрием Хворостовским в «РИА Новости», в рамках которой прошел и мультимедийный мост со студией в Санкт-Петербурге. Официальная московская премьера 7 октября, опять же, при участии ее главного российского «фигуранта» и поистине «народного кумира», состояла из двух показов: в кинотеатре «Формула Кино Сити» и в кинотеатре «Художественный». После этого премьерные торжества переместились в Санкт-Петербург: 8 октября Дмитрий Хворостовский дал еще одну пресс-конференцию (в гостинице «Астория»), а затем в кинотеатре «Аврора» состоялся премьерный показ, на котором любимец российской публики также присутствовал. Одним словом, в PR-раскрутке в России российско-американского кинопроекта Дмитрий Хворостовский принял самое активное участие. Сама же идея этого проекта принадлежала Константину Орбеляну: в качестве еще одного его участника маэстро встал за дирижерский пульт Оркестра Государственного Эрмитажа. Официальная дата выхода фильма на широкие экраны цифровых кинотеатров России – 11 октября, и приурочена она к предстоящему дню рождения певца 16 октября. Упомянем лишь, что американская премьера этого фильма состоялась с заметным опережением – в конце 2010 года.

Фильм «Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге» снят невероятно красиво, красочно. В нем много хрестоматийно величавых видов Санкт-Петербурга и Петергофа, создающих парадное настроение. Вот в начале фильма хрупкая и трогательная Рене Флеминг идет вдоль набережной Невы и, конечно же, исключительно для американского зрителя, сообщает, что она находится в Петербурге и что сейчас должна встретиться со своим другом Дмитрием Хворостовским. Вот они уже и встречаются на Дворцовой площади – и, действительно, обнимаются, как старые друзья… А вот они уже плывут на катерке по каналам города… А ближе к концу фильма мы видим, как Рене Флеминг возлагает две гвоздики к памятнику Чайковского в историческом некрополе Александро-Невской Лавры… Перед нами – сплошная идиллия, нескончаемая видовая патетика, обилие крупных и преувеличенно крупных планов… Позолота убранства интерьеров, блеск бриллиантов и голливудская во весь экран улыбка Рене Флеминг… И пульсация шейных вен Дмитрия Хворостовского, которую, благодаря преувеличенно крупным планам, просто невозможно не заметить, ибо манера звукоизвлечения этого исполнителя явно демонстрирует характер наступательного напора… Никуда не деться: всё это визуальные издержки при оперировании суперкрупными планами наших героев – и это опять же, по-голливудски! Самых фанатичных поклонников сие, возможно, приведет в трепет и введет в состояние транса, эйфории, чувственного экстаза, но меня этот чрезмерный перебор постоянно раздражал: всё же фильм, в котором звучат высокие образцы классической музыки, не должен уподобляться попсовым вкусам подачи картинки.

Меня не раздражало лишь качество фонограммы, ибо записанная отдельно и наложенная на картинку, «сто раз» переписанная, если что не так, и тщательно выведенная в отношении баланса голоса и оркестра, она представляла собой не иначе как шедевр звукорежиссуры. Живые же московские впечатления как от совместного концерта Флеминг и Хворостовского в 2006 году, так и от сольного концерта Флеминг в 2008-м были совсем иными и явно уступали звучанию тщательно выверенного саундтрека, но речь сейчас не о том. Речь о другом – о прекрасной иллюзии, которую может создать высококачественный цифровой кинематограф и запечатлеть ее для вечности. И в этом – несомненная сила подобного вида искусства массового потребления. На концертах в Москве и Санкт-Петербурге, а также в качестве «статистов» на съемках этого фильма, чинно сидящих в зале и прилежно хлопающих в ладоши «для записи», смогло побывать весьма ограниченное количество публики. Теперь же, с выходом этого фильма на экраны страны, аудитория расширяется до гигантских размеров, но именно этой аудитории так нужна эта иллюзия – и отбирать ее у народа ни в коем случае нельзя! Музыкальная классика на цифровом киноэкране – это особый массовый жанр, рожденный новейшими достижениями высоких аудио- и видеотехнологий. И ничего плохого в нем, конечно же, нет, просто всегда надо помнить о принципиальном различии живого и «цифрового» восприятия. Но чем хорошо кино, так это тем, что виртуальная картинка во сто крат может превосходить впечатление самой реальности, если, конечно, при этом она не демонстрирует перебора в излишествах детализации…

На протяжении 89-ти минут чистой музыки и немногих моментов «блужданий по Петербургу» (именно столько длится фильм) зритель пребывает в состоянии присутствия на нескончаемом концерте, в котором меняются лишь декорации – интерьеры залов во дворцах Санкт-Петербурга. Фильм состоит из трех музыкальных блоков. Первый – оперно-оркестровый (он записан в Белом зале Юсуповского дворца). Центральный камерный блок (партии фортепиано – Ивари Илья и Ольга Керн) разворачивается в уникальном частном мини-театре Юсуповского дворца. Наконец, заключительный оперно-оркестровый блок снят в Танцевальном зале Петергофского дворца. Во всей подборке музыкальных номеров фильма длиннющий дуэт Амелии и Бокканегры из первого акта оперы «Симон Бокканегра» Верди, с которого фильм и начинается, – единственный нешлягерный и достаточно сложный для восприятия, если не знать сюжет и не понимать предпосылки, в результате которых сформировался музыкальный стиль позднего периода творчества композитора. Но если массовый зритель всё же «доживет» до конца этого номера, поглощая в неограниченном количестве суперкрупные планы исполнителей, сразу после этого он будет вознагражден знаменитой «Casta diva» из беллиниевской «Нормы» в исполнении Рене Флеминг.

Затем Дмитрий Хворостовский порадует нас популярной «Серенадой Дон Жуана» Чайковского, удивит выбором, опять же, далеко не шлягерного «Зимнего вечера» Метнера и снова вернется к Чайковскому («Средь шумного бала»). Со своей стороны Рене Флеминг также исполнит три номера – романсы Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», «Вешние воды» и «В молчаньи ночи тайной». Финальный раздел фильма открывается заключительным дуэтом Татьяны и Онегина из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Из его же опер в исполнении Рене Флеминг звучат затем два фрагмента – знаменитая большая ария Лизы «Послушай, ночь» из «Пиковой дамы» и мелодично-задушевное ариозо Наташи «Почудились мне будто голоса» из «Опричника». Финальным же торжествующим аккордом фильма служит эпиталама Виндекса «Пою тебе, бог Гименей» из оперы «Нерон» Рубинштейна в исполнении Дмитрия Хворостовского. А перед этим в закадровой интерпретаци мужского хора на фоне показа храмов Санкт-Петербурга звучит церковное песнопение «Боже, спаси святую Русь». Зачем и почему оно затесалось в эту абсолютно светскую программу, совершенно непонятно. По-видимому, чтобы для американского зрителя сувенирная видеооткрытка, которую представляет из себя обсуждаемый фильм, была наиболее памятной, экзотичной и «дорогой», раз уж задача постигнуть загадочную русскую душу является за океаном по-прежнему непосильной.

Режиссер фильма – легендарный мэтр музыкальной киноклассики Брайан Лардж, один из наиболее преуспевающих в мире продюсеров музыкального кино. Автор «сценария», которого практически и нет, – Кэтрин Эймс, бывшая до недавнего времени главой отдела культуры и искусств журнала «Newsweek». Фильм снят известной австрийской кинокомпанией «BFMI», которая специализируется на производстве музыкальных фильмов. С российской стороны в реализации этого проекта в 2009 и 2010 годах принимала участие «Киностудия имени Максима Горького», а одним из продюсеров этого фильма стал ее генеральный директор Станислав Ершов. Обеспечение и логистику во время съемок осуществляла петербургская компания «Baltic Travel Company», а пост-продакшн фильма также проходил в Петербурге на производственной базе компании «Невафильм». Фильм выпускается в нескольких версиях в различных странах мира: для показа по телевидению, в DVD-версии и для показа в цифровых кинотеатрах. В настоящее время права на показ фильма приобретены рядом компаний в Америке и Европе. В стадии завершения находятся переговоры с прокатчиками Японии, Канады, Франции, Испании, Австралии, Великобритании и Южной Америки, которые в приобретении прав на этот фильм также выразили свою заинтересованность. Так что новый фильм непременно увидят во всём мире, и это – то главное, ради чего всё, собственно, и затевалось…

реклама

вам может быть интересно

Так сегодня не поют Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Ивари Илья, Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский

просмотры: 5057



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть