Флеминг и Хворостовский как дворцовый ансамбль

Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге

Скоро фильм снимается, да не скоро саундтрек с картинкой монтируется… Съемки видового музыкального фильма «Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге» прошли летом 2008 года. В тот год, помимо киносъемок во дворцах Санкт-Петербурга, Рене Флеминг дала два плановых сольных концерта: в Москве на сцене Большого зала Дома музыки и в Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра. И случилось это примерно через два с половиной года, после того как Дмитрий Хворостовский впервые представил Рене Флеминг московской публике в рамках своего проекта под названием «Дмитрий Хворостовский приглашает друзей». Первый московский концерт Флеминг (совместно с Хворостовским) состоялся в феврале 2006 года на сцене Большого зала консерватории – и с этого момента до начала съемок фильма воды утекло немало. С момента же съемок до выхода фильма в отечественный кинопрокат воды утекло еще больше – прошло чуть более трех лет…

Но как бы то ни было, а 6 октября этого года кинокомпания «НЕВАФИЛЬМ EMOTION» представила пресс-показ долгожданного фильма в Москве (в кинотеатре «Формула Кино Стрела»), а сразу после этого провела приуроченную к показу пресс-конференцию с Дмитрием Хворостовским в «РИА Новости», в рамках которой прошел и мультимедийный мост со студией в Санкт-Петербурге. Официальная московская премьера 7 октября, опять же, при участии ее главного российского «фигуранта» и поистине «народного кумира», состояла из двух показов: в кинотеатре «Формула Кино Сити» и в кинотеатре «Художественный». После этого премьерные торжества переместились в Санкт-Петербург: 8 октября Дмитрий Хворостовский дал еще одну пресс-конференцию (в гостинице «Астория»), а затем в кинотеатре «Аврора» состоялся премьерный показ, на котором любимец российской публики также присутствовал. Одним словом, в PR-раскрутке в России российско-американского кинопроекта Дмитрий Хворостовский принял самое активное участие. Сама же идея этого проекта принадлежала Константину Орбеляну: в качестве еще одного его участника маэстро встал за дирижерский пульт Оркестра Государственного Эрмитажа. Официальная дата выхода фильма на широкие экраны цифровых кинотеатров России – 11 октября, и приурочена она к предстоящему дню рождения певца 16 октября. Упомянем лишь, что американская премьера этого фильма состоялась с заметным опережением – в конце 2010 года.

Фильм «Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге» снят невероятно красиво, красочно. В нем много хрестоматийно величавых видов Санкт-Петербурга и Петергофа, создающих парадное настроение. Вот в начале фильма хрупкая и трогательная Рене Флеминг идет вдоль набережной Невы и, конечно же, исключительно для американского зрителя, сообщает, что она находится в Петербурге и что сейчас должна встретиться со своим другом Дмитрием Хворостовским. Вот они уже и встречаются на Дворцовой площади – и, действительно, обнимаются, как старые друзья… А вот они уже плывут на катерке по каналам города… А ближе к концу фильма мы видим, как Рене Флеминг возлагает две гвоздики к памятнику Чайковского в историческом некрополе Александро-Невской Лавры… Перед нами – сплошная идиллия, нескончаемая видовая патетика, обилие крупных и преувеличенно крупных планов… Позолота убранства интерьеров, блеск бриллиантов и голливудская во весь экран улыбка Рене Флеминг… И пульсация шейных вен Дмитрия Хворостовского, которую, благодаря преувеличенно крупным планам, просто невозможно не заметить, ибо манера звукоизвлечения этого исполнителя явно демонстрирует характер наступательного напора… Никуда не деться: всё это визуальные издержки при оперировании суперкрупными планами наших героев – и это опять же, по-голливудски! Самых фанатичных поклонников сие, возможно, приведет в трепет и введет в состояние транса, эйфории, чувственного экстаза, но меня этот чрезмерный перебор постоянно раздражал: всё же фильм, в котором звучат высокие образцы классической музыки, не должен уподобляться попсовым вкусам подачи картинки.

Меня не раздражало лишь качество фонограммы, ибо записанная отдельно и наложенная на картинку, «сто раз» переписанная, если что не так, и тщательно выведенная в отношении баланса голоса и оркестра, она представляла собой не иначе как шедевр звукорежиссуры. Живые же московские впечатления как от совместного концерта Флеминг и Хворостовского в 2006 году, так и от сольного концерта Флеминг в 2008-м были совсем иными и явно уступали звучанию тщательно выверенного саундтрека, но речь сейчас не о том. Речь о другом – о прекрасной иллюзии, которую может создать высококачественный цифровой кинематограф и запечатлеть ее для вечности. И в этом – несомненная сила подобного вида искусства массового потребления. На концертах в Москве и Санкт-Петербурге, а также в качестве «статистов» на съемках этого фильма, чинно сидящих в зале и прилежно хлопающих в ладоши «для записи», смогло побывать весьма ограниченное количество публики. Теперь же, с выходом этого фильма на экраны страны, аудитория расширяется до гигантских размеров, но именно этой аудитории так нужна эта иллюзия – и отбирать ее у народа ни в коем случае нельзя! Музыкальная классика на цифровом киноэкране – это особый массовый жанр, рожденный новейшими достижениями высоких аудио- и видеотехнологий. И ничего плохого в нем, конечно же, нет, просто всегда надо помнить о принципиальном различии живого и «цифрового» восприятия. Но чем хорошо кино, так это тем, что виртуальная картинка во сто крат может превосходить впечатление самой реальности, если, конечно, при этом она не демонстрирует перебора в излишествах детализации…

На протяжении 89-ти минут чистой музыки и немногих моментов «блужданий по Петербургу» (именно столько длится фильм) зритель пребывает в состоянии присутствия на нескончаемом концерте, в котором меняются лишь декорации – интерьеры залов во дворцах Санкт-Петербурга. Фильм состоит из трех музыкальных блоков. Первый – оперно-оркестровый (он записан в Белом зале Юсуповского дворца). Центральный камерный блок (партии фортепиано – Ивари Илья и Ольга Керн) разворачивается в уникальном частном мини-театре Юсуповского дворца. Наконец, заключительный оперно-оркестровый блок снят в Танцевальном зале Петергофского дворца. Во всей подборке музыкальных номеров фильма длиннющий дуэт Амелии и Бокканегры из первого акта оперы «Симон Бокканегра» Верди, с которого фильм и начинается, – единственный нешлягерный и достаточно сложный для восприятия, если не знать сюжет и не понимать предпосылки, в результате которых сформировался музыкальный стиль позднего периода творчества композитора. Но если массовый зритель всё же «доживет» до конца этого номера, поглощая в неограниченном количестве суперкрупные планы исполнителей, сразу после этого он будет вознагражден знаменитой «Casta diva» из беллиниевской «Нормы» в исполнении Рене Флеминг.

Затем Дмитрий Хворостовский порадует нас популярной «Серенадой Дон Жуана» Чайковского, удивит выбором, опять же, далеко не шлягерного «Зимнего вечера» Метнера и снова вернется к Чайковскому («Средь шумного бала»). Со своей стороны Рене Флеминг также исполнит три номера – романсы Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», «Вешние воды» и «В молчаньи ночи тайной». Финальный раздел фильма открывается заключительным дуэтом Татьяны и Онегина из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Из его же опер в исполнении Рене Флеминг звучат затем два фрагмента – знаменитая большая ария Лизы «Послушай, ночь» из «Пиковой дамы» и мелодично-задушевное ариозо Наташи «Почудились мне будто голоса» из «Опричника». Финальным же торжествующим аккордом фильма служит эпиталама Виндекса «Пою тебе, бог Гименей» из оперы «Нерон» Рубинштейна в исполнении Дмитрия Хворостовского. А перед этим в закадровой интерпретаци мужского хора на фоне показа храмов Санкт-Петербурга звучит церковное песнопение «Боже, спаси святую Русь». Зачем и почему оно затесалось в эту абсолютно светскую программу, совершенно непонятно. По-видимому, чтобы для американского зрителя сувенирная видеооткрытка, которую представляет из себя обсуждаемый фильм, была наиболее памятной, экзотичной и «дорогой», раз уж задача постигнуть загадочную русскую душу является за океаном по-прежнему непосильной.

Режиссер фильма – легендарный мэтр музыкальной киноклассики Брайан Лардж, один из наиболее преуспевающих в мире продюсеров музыкального кино. Автор «сценария», которого практически и нет, – Кэтрин Эймс, бывшая до недавнего времени главой отдела культуры и искусств журнала «Newsweek». Фильм снят известной австрийской кинокомпанией «BFMI», которая специализируется на производстве музыкальных фильмов. С российской стороны в реализации этого проекта в 2009 и 2010 годах принимала участие «Киностудия имени Максима Горького», а одним из продюсеров этого фильма стал ее генеральный директор Станислав Ершов. Обеспечение и логистику во время съемок осуществляла петербургская компания «Baltic Travel Company», а пост-продакшн фильма также проходил в Петербурге на производственной базе компании «Невафильм». Фильм выпускается в нескольких версиях в различных странах мира: для показа по телевидению, в DVD-версии и для показа в цифровых кинотеатрах. В настоящее время права на показ фильма приобретены рядом компаний в Америке и Европе. В стадии завершения находятся переговоры с прокатчиками Японии, Канады, Франции, Испании, Австралии, Великобритании и Южной Америки, которые в приобретении прав на этот фильм также выразили свою заинтересованность. Так что новый фильм непременно увидят во всём мире, и это – то главное, ради чего всё, собственно, и затевалось…

реклама