Гнесинка: ликвидация

Возможно, мы имеем дело с преступлением. Свидетели путаются в показаниях, корыстная подоплёка дела не может утаить свои ослиные уши а-ля царь Мидас за импозантными лысинами и гламурными причёсками министерских и околомузыкальных чиновников, а ущерб обществу в целом и отдельным гражданам (ломаются судьбы сотен людей) — огромен. Поэтому, сражаясь с бюрократами, поступлю тоже, как бюрократ, но — бюрократ-следователь. Тихий такой, незаметный серый человечек: я опрошу и выслушаю многих, соберу в папочку документы по делу. А судить подозреваемых — вам.

Началось всё с такой бумаги.

«Приказ Министерства культуры РФ № 934 от 19 сентября 2011 г.

В целях оптимизации структуры подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации... приказываю:

Реорганизовать федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования „Российская академия музыки имени Гнесиных“ и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования „Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных“ в форме присоединения Колледжа имени Гнесиных к Академии имени Гнесиных в качестве структурного подразделения». И — три увесистых финансово-юридических гвоздя в крышку гроба великого училища:

«5.3. обеспечить в установленном порядке закрытие лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства;

5.4. в течение двух месяцев с даты подписания настоящего приказа обеспечить передачу документов, материальных ценностей, архивов, объектов движимого и недвижимого имущества, отведённых земельных участков Колледжа имени Гнесиных на баланс Академии;

5.6. оформить в установленном порядке заявление о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Колледжа имени Гнесиных...

Министр А.А. Авдеев».

КоллЕдж, кОлледж... А не началось ли убийство великого музыкального заведения ещё 8 лет назад, с упразднения честного русского слова «училище»? Сначала назвали на то ли французский, то ли американский манер, а потом и прикончить не жалко — вроде как неродное?

Да и получается, что «иностранец» ведёт биографию всего-то с 2003 года. А Музыкальное училище — более чем вековое национальное достояние. Оно основано в начале 1895 года музыкантами-подвижницами Марией и Еленой Гнесиными. Уровень преподавания и, соответственно, подготовки учащихся был высочайшим, каким и оставался до последнего времени. В последующие годы училище многократно переименовывалось. Например, в 1920 году оно получило название «Третий показательный музыкальный техникум», а с 1936 года оно стало называться «Государственное музыкальное училище имени Гнесиных». Но, по сути своей, всегда оставалось славным Гнесинским училищем, пережив и Гражданскую, и Отечественную, и даже Горбачёва с Ельциным.

Институт (ныне Академия) возник куда позже училища, так что если их и воссоединять, то — по праву первородства — под эгидой последнего. В 1919 году семья Гнесиных передала училище в дар государству. Так что училище и не совсем государственное — это подарок, как, например, Третьяковская галерея или Пушкинский (Цветаевский) музей, и уничтожение его — не меньшее кощунство, чем присоединение Третьяковки, скажем, к галерее Гельмана.

Председатель профкома подготовленного к ликвидации училища Ольга Румянцева говорит: «Похожая ситуация была в 1944 году, когда на базе училища имени Гнесиных был образован институт, и готовился приказ о поглощении училища институтом. Елена Гнесина тогда добилась приёма у председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина и объяснила ему, что у института и у училища разные задачи. И ей тогда удалось отстоять училище. Нам теперь, похоже, уже не удастся».

Хотя и студенты, преподаватели и знаменитые музыканты пытались и пытаются Гнесинку спасти. Пол-осени проходили пикеты, митинги, ряд СМИ опубликовал тревожные статьи и открытые письма мастеров культуры. Замалчивать неприятную ситуация стало невозможно, и в конце октября председатель правительства Владимир Путин пообещал разобраться в проблеме. Правда, в отличие от М.И. Калинина, к себе он ходоков не допустил, а отправил в училище своего подчинённого А.А. Авдеева.

Маленькое нелирическое отступление. Когда, с каких пор культуру стали считать настолько простым и ничтожным делом, что заниматься ею может, буквально, любой? Почему в муниципалитетах культурой могут управлять электрик, стоматолог, бухгалтер по полученному образованию? Почему на радиостанциях, даже познавательных и музыкальных, считают себя вправе руководить малокультурные люди? Почему Александр Авдеев, в жизни не занимавшийся ничем, кроме дипломатии, и его сотрудники Олег Неретин (военный) и Андрей Бусыгин (политэконом), сочли себя вправе вершить судьбы людей, по 16-19 лет отдавших только профессиональному художественному образованию?

То, что на встрече с преподавателями и студентами Гнесинки 31 октября Авдеев не повёл себя как служитель муз — понятно. Но он не повёл себя и как дипломат, дав понять: любые дискуссии о слиянии бессмысленны, приказ обжалованию не подлежит.

Авдеев посетовал на неготовность культуры к рыночным условиям. Оттого выходят посредственные фильмы, меньше становится хороших музыкантов, писателей и драматургов. (А может быть, это как раз культура страдает от «рыночных условий», то есть тупого стяжательства, поощряющего низкое в искусстве? — С.А.) По странной логике министра, слияние колледжа с академией поможет преодолеть финансовый кризис и наконец-то наплодить для страны много способных, финансово состоятельных и, главное, трезвых музыкантов. Ведь сейчас, по словам министра, талантливые молодые девушки, окончив колледж, уходят из профессии, а юноши просто спиваются или начинают употреблять наркотики.

Попахивает... если не бредом, то сюрреализмом. Молодые композиторы, скрипачи, хоровики, пианисты — не бизнесмены и чиновники, оттягивающиеся в куршавелях, дни проводящие на фуршетах и в саунах с абсентом и кокаином. У музыкантов-академистов, в подавляющем большинстве, есть дело, в которое они влюблены и преданно ему служат. Музыкальное образование — вещь страшно трудная. Это и спорт с изнурительными тренировками, и сложнейшая наука (полифония, гармония, анализ, теория, история, инструментовка), и вдохновение, которое берётся не из стакана или шприца, а даётся чистым, трудолюбивым людям. Я бы сказал, что молодые музыканты, особенно среднего образовательного звена, где большинство из них учатся с 14 до 20 лет, не отвлекаясь ещё на семьи и работу, всех себя отдавая музыке, — лучшая молодёжь человечества. Реальный юный гнесинец до изнеможения занимается по 14 часов в сутки, и высшее благо для него — свободный класс с инструментом в училище, где можно вдоволь терзать клавиатуру, струны или мундштук. За что же Авдеев оскорбил ребят? Он что, перепутал Гнесинку с «элитным» ночным клубом, куда ходят юнцы чиновничьего круга? А ведь о ликвидации подобных кабаков с их подлинными наркоманией и пьянством, с проституцией и педофилией в довесок речи не идёт. Нет, удар наносится по самому чистому, самому лучшему. Тому, чем гордятся русские. По символам, скрепляющим страну.

Это — о «мировоззренческих» устоях ликвидаторов. Их цель — уничтожать всё, что нужно хорошим людям, всё, что красиво и благородно. Под их дьяволоукладочным катком уже расплющены русские село, производство, лес, образование, общественная мораль... Пришёл черёд и нашей большой музыки, которая как раз в училищах и воспроизводится.

Но и чисто шкурные интересы похоронной команды налицо. Вот фрагмент открытого письма преподавателей Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных Президенту РФ Дмитрию Медведеву: «Блестящее» объяснение происходящему дала на собрании преподавателей колледжа ректор РАМ имени Гнесиных Г.В. Маяровская: «Напомню, что принят закон о полиции. Это легло на федеральный бюджет. В федеральном бюджете образовалась дыра в 420 млрд. рублей. Потому было поручение правительству вернуть эти деньги любым путём. Я думаю, каким путём? Отдать регионам то, что наша сегодняшняя политика считает не очень нужным. Как всегда, ими оказались учреждения культуры и образования».

И дальше: «Так в чём же причина „набега“ на Колледж имени Гнесиных?

Во-первых, Министерство культуры, как видно из путаных разъяснений чиновников, задумало объединение ради экономии средств (естественны сокращения преподавательского и административного состава объединённого образования).

Во-вторых, РАМ, при её весьма стеснённых условиях существования — вечная нехватка аудиторий для занятий студентов — вовсе не помешает приобретение 12-этажного здания на Поварской с прекрасно оборудованными музыкальными классами.

С уважением, преподаватели Колледжа (94 подписи): Бойцова Н.В., Румянцева О.В., Зрячева Г.Н., Головин А.И., Гусева И.М., Калинин В.А... (всего за отмену Приказа министра культуры № 934 от 19.09.2011 г.» подписались более 730 преподавателей, студентов и выпускников, а также выдающихся деятелей культуры».

Дадим слово и другой стороне.

«Министру культуры РФ А.А. Авдееву.

Мы выражаем обеспокоенность неблагоприятной информационной ситуацией, которая складывается вокруг процедуры объединения Колледжа имени Гнесиных и Академии имени Гнесиных. Публикации непроверенной и откровенно клеветнической информации ангажированными СМИ (ах, какой стилистически точный ретро-стиль! -С.А.) наносят ущерб репутации учебного заведения и имеют целью дестабилизировать работу Колледжа.

В этой связи мы полагаем, что, учитывая исторический опыт, преемственность и традиции, сложившиеся в нашей системе музыкального образования, перевод Колледжа из ведения РФ на региональный уровень будет губителен. Это обусловлено тем, что в долгосрочной перспективе мы лишимся приёма иногородних студентов, которые составляют более половины нашего контингента обучающихся, а в краткосрочное — получим проблему с проживанием в Москве иногородних студентов, обучающихся в настоящее время. Лишаясь статуса федерального ССУЗа, мы теряем качество приёма и закрываем возможность талантливой молодёжи из регионов получить достойное образование. Оценивая непростую финансово-экономическую ситуацию в стране, мы не имеем оснований надеяться на серьёзное увеличение бюджетных ассигнований, а введение с 2012 года новой системы финансирования — переход на субсидии — может ещё больше осложнить положение Колледжа, где в отсутствие гранта и так сегодня самая низкая заработная плата.

В этих условиях считаем реорганизацию Колледжа и РАМ им. Гнесиных правильным и перспективным решением...

И.о. директора О.Е. Мишина и ещё 100 подписей преподавателей и сотрудников колледжа».

Здесь звучит серьёзный аргумент: угроза отлучения училища от большой страны с большими талантами (а провинциальная молодёжь в целом, действительно, чище, работоспособнее и одарённее столичной) после принудительного вывода из федерального подчинения. Забавно получилось: чрезвычайно желая понравиться вышестоящему начальству, госпожа Мишина по неловкости слога и мысли открыла обществу ещё одну тайну «оптимизации». Крах грозит не одной Гнесинке, а всему многотысячному возвышенному сообществу людей, которые в России профессионально учат и учатся музыке, живописи, театру... Это уж прямо какой-то мор культурного народа — понятно ведь, что в нищих среднерусских областях неоткуда взять денег на содержание тех же музучилищ. Да одни инструменты сколько стоят!

Но парадокс в том, что училища и специализированные школы искусств в Москве совсем неплохо себя чувствуют. Гнесинская музыкальная школа-десятилетка в столичном подчинении — и уж зарплаты-то там куда приличнее, чем в училище. Неужели Собянин отберёт общежитие у гнесинцев и продаст его под офисы и склады? Всякое, конечно, может быть, но верится с трудом. Так, может, училище нужно спасать как раз от федералов?

Чтобы прояснить запутанную ситуацию, я обратился к человеку, обладающему информацией непосредственно «с фронтовой полосы» — преподавателю Колледжа им. Гнесиных Галине Зрячевой.

«Лучшим доказательством того, что решение о слиянии принималось не во благо училищу и всей культуре в целом, является глубокая тайна его подготовки и постоянная ложь руководителей всех уровней.

Ложью было заявление директора Музыкального колледжа Т.Г. Петровой и ректора Академии музыки Г.В. Маяровской (после зачтения Приказа № 934) о том, что для них это тоже полная неожиданность, и они узнали о приказе в момент его подписания. Они явно рассчитывали на то, что коллектив безмолвно проглотит этот приказ, как глотал уже многие годы всё, что ему предлагали «сверху». Но когда поднялся шум в прессе, Петрова уволилась с формулировкой Министерства «по обоюдному согласию», Маяровская заговорила о том, что приказ готовился «по инициативе Колледжа», и никто из нынешнего руководства не посмел этого отрицать.

Следующей, просто убийственной, ложью стало заявление теперь уже и.о. директора О.Е. Мишиной о том, что коллектив согласен с реорганизацией, так как «только 9 преподавателей из 313 не подписали согласия работать в Академии». Как будто все несогласные с присоединением должны были мгновенно уволиться, не подписав документ о переводе на новое место работы!

Нас всячески успокаивают тем, что всё останется по-старому, а тем временем из структуры колледжа исчезли предметные комиссии, фонотека с богатейшим фондом, библиотека, диспетчерская... Нет места и профсоюзной организации (в течение 2-х месяцев бухгалтерия уже не перечисляет 1% в профсоюзный фонд).

Втайне издали приказ, втайне приняли устав... Если уж сейчас так с нами поступают, то что будет, когда произойдёт ликвидация юридического лица?!

Через несколько лет от славного Гнесинского училища останутся только воспоминания...

А может быть, этим присоединением хотят спрятать «концы в воду» от многочисленных финансовых нарушений?

Интересно, что все чиновники, приходившие разъяснять народу пользу от реорганизации, главными её причинами называли разные:

Галина Маяровская: «Заткнуть дыру в бюджете»; Олег Неретин: «Структуризация и оптимизация. Педагоги и студенты будут видеть, к чему стремиться»; Андрей Бусыгин: «Мы вас спасаем от нищеты и от московского правительства»; Александр Авдеев: «Чтобы молодые люди после училища не спивались, а продолжали учиться в вузе».

Всё это было бы смешно, когда бы не было так страшно за будущее нашей культуры и страны..

Ваш исследователь-следователь гнесинской проблемы точно знает: как и все реформы, которые пришлось пережить, эта реформа тоже направлена на уничтожение уже существующего прекрасного мира. Как после принятия «Лесного кодекса» полыхнули и продолжают гореть леса, так сгорит наша пока ещё величественная музыкальная культура. Люди власти сегодня не любят леса, не любят поля, не любят песни. «Весь мир желают сгладить и тем снести равенство, что всё хотят загадить для общего блаженства» — точнее, чем А.К. Толстой, не скажешь. Инстинкт у них такой, гадить — хоть кодексом, хоть приватизацией, хоть монетизацией, хоть ЕГЭ, хоть оптимизацией. Причём, если в случае Гнесинки гадят ради экономии, то в случае, скажем, Большого театра пакостят, выбросив на ветер миллиарды.

Утратив Большой, мы проиграли ещё одну битву за часть Русского мира. На очереди — Гнесинское училище, мощный благой сеятель музыки по стране. Я знаю «гнесинцев» и из Подмосковья, и из Владимира, и из Тамбова, и из Краснодара, и из Новосибирска, и с Камчатки... Они честно служат Музыке — хормейстерами, преподавателями музыкальных училищ, школ и школ искусств, аккомпаниаторами певцов и инструменталистов, артистами оркестров и фольклорных ансамблей, регентами церковных хоров. Убьют Гнесинку — аукнется по всей Руси. Пополнение провинции классными музыкантами резко сократится. Скоро его — совсем не будет.

Оптимизаторы уже сейчас честно предупреждают, что на Гнесинском училище не остановятся. «Процесс соединения среднего специального образования и высшего может касаться и других колледжей и вузов в том числе. Получается, что Колледж и Академия имени Гнесиных — это первая ласточка, и этот процесс будет касаться и других творческих учебных заведений», — заявила пресс-секретарь Минкультуры Наталия Уварова.

Так что готовьтесь, музыканты среднего, самого нужного и подвижнического звена: на своих «порше», «бентли» и квадратных километрах недвижимости чиновники экономить не намерены. Экономить будут на вас.

Слишком резко? Нет, это ещё мягко. По-настоящему резки музыканты-гнесинцы, которым власть сказала: вы никто. Вот как отвечает власти композитор Юрий Ащепков: «Школы, училища, техникумы — это базар, на который не стоит зря выбрасывать деньги. Их надо вбрасывать только в университеты. Элитные. Не допуская туда безденежное быдло, тем более — российского розлива. Оно — это быдло — всего лишь топливо для оптимизационного процесса... Я помню, как уничтожали Академию архитектуры, сливая её со строительными учреждениями, как уничтожали хозяйства села. Недавно мне пришлось посетить поликлинику, где по коридору бегали плачущие дети — детские поликлиники уничтожили, слив их со взрослыми. Если по всей стране идёт оптимизация, то логично ожидать слияния роддома с кладбищем — какая экономия средств при уменьшении челресурсов! Очень прав Маяковский: „Будет за столом бумага пить чай, человечек под столом валяться скомканным!“

Вам не хочется что-нибудь подсыпать в бумагин чай? Мне очень хочется. Долой административный геноцид! Протестую!!!»

Расследовал Сергей Ахтырский, zavtra.ru


Президенту России Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Наше обращение к Вам вызвано тем, что в наши дни и на наших глазах ликвидируется старейшее музыкальное училище страны, символ отечественной музыкальной культуры — знаменитая Гнесинка — Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных.

Одним росчерком пера (Приказ Министерства культуры РФ № 934 от 19 сентября 2011 г.) уничтожается более чем вековая традиция (училище основано в 1895 году), школа, воспитавшая десятки всемирно известных музыкальных деятелей, ставших гордостью мировой культуры (среди выпускников училища — композиторы Арам Хачатурян, Борис Чайковский, Тихон Хренников, дирижёры Евгений Светланов и Геннадий Рождественский, знаменитые певцы, инструменталисты, теоретики). Надуманным целям «оптимизации структуры подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры», неким компьютерным схемам и абстрактным стереотипам приносится в жертву живая культурная традиция, вековые воспитательные методики, жизнь большого творческого коллектива учащихся и педагогов-подвижников (оклад преподавателя с 30-м стажем составляет 4600 рублей в месяц).

Мы не можем доверять тем невнятным объяснениям «выгод» и «перспектив», которые якобы сулит слияние двух образовательных учреждений, ибо среди поборников Приказа 19 сентября не видим ни одного известного, уважаемого, просто серьезного, ответственного музыканта или педагога.

Абсолютно очевидно, что те, кто осуществляют «реорганизацию», руководствуются принципом, исторически нам известным: «Нет человека — нет проблемы». Вся процедура подготовки оптимизаторских решений — грубое нарушение демократических принципов: они принимались без привлечения специалистов в области музыкального образования, без учёта мнения студенчества (проявившего удивительное единодушие в негативной оценке происходящих «реформ»), за спиной всего педагогического коллектива колледжа.

Для нас очевидно и то, что Приказ направлен и на подрыв всей исторически сложившейся — многовековой — структуры музыкального (и шире — художественного) образования России, этих корней нашей культуры.

Настаиваем на незамедлительной отмене Приказа Министерства культуры РФ № 934 от 19 сентября. Необходимо также придать ГМК им. Гнесиных особый статус, способный защитить его суверенитет и в будущем.

Ввиду того, что всем нам известны мотивы и схемы подобных «слияний» и «реорганизаций», именуемых в народе рейдерским захватом, также просим Вас инициировать проверку Счётной Палатой РФ всей финансовой деятельности дирекции ГМК им. Гнесиных за последние годы.

Ирина Бочкова, народная артистка России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского;

Михаил Веллер, писатель;

Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России;

Юрий Григорьев, народный артист РСФСР, солист Большого театра СССР;

Станислав Калинин, декан дирижёрского факультета Московской консерватории им. П.И. Чайковского;

Елена Камбурова, народная артистка России;

Виктор Мержанов, народный артист СССР, заведующий кафедрой специального фортепиано Московской консерватории им. П.И. Чайковского;

Галина Писаренко, народная артистка РСФСР, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского;

Михаил Сапонов, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

реклама