Памяти Учителя

Александр Матусевич, 25.05.2012 в 16:01

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПОНОМАРЁВ

16 мая не стало Александра Пономарёва — основателя Детского хора «Весна» и его бессменного руководителя на протяжении почти полувека. В минувшую субботу в фойе Большого зала Московской консерватории состоялось прощание с Мастером.

Имя Пономарёва ещё при его жизни вписано золотыми буквами в историю русского хорового исполнительства. Чудо, которое удалось ему совершить, с одной стороны очень простое и понятное, с другой – необъяснимое до сих пор. Именно с его коллективом – с ныне всемирно известным Детским хором «Весна» – детское хоровое творчество перестало рассматриваться в нашей стране как что-то несерьёзное, призванное лишь вызывать умиление взрослых, но как абсолютно самодостаточное и вполне академическое искусство. Во многом Пономарёв был первопроходцем. Конечно, перед его глазами были примеры старших товарищей, прежде всего Георгия Струве, были и другие хормейстеры, искавшие новые формы выразительности, новые возможности для детского исполнительства, но именно Пономарёву удалось поднять свой коллектив на недосягаемый уровень качества, вывести «Весну» на мировую арену и снискать ей славу по всему земному шару.

Действительно, сегодня «Весна» признана везде: многочисленные победы на международных конкурсах и фестивалях, включая самые непростые, такие, например, как старейший в итальянском Ареццо, гастроли по всему бывшему Советскому Союзу и в мировом масштабе – от Канады до Японии – всё это вехи полувекового творческого пути уникального коллектива. Уникальность его проявляется во всём. Прежде всего, это всегда узнаваемый, очень индивидуальный «весновский» звук, изначально взращенный основателем хора в западных традициях хорового пения – по признанию самого Пономарёва, в первые годы творчества образцом для него служил литовский хор «Ажоулюкас». Сюда же можно отнести исключительную музыкальность исполнения, тонкую и вдумчивую подачу материала – именно эти качества «Весны» всегда привлекали к ней внимание больших музыкантов, которые считали для себя сотрудничество с этими детьми огромной честью.

«Весна» как известно, выросла из обычного жэковского кружка, каких было и есть по нашей стране миллионы. Этому принципу Пономарёв оставался верен всегда: первоначальный отбор детей по музыкальным данным был минимальным, фактически в «Весну» брали всех. И начинали кропотливую работу по развитию музыкальных задатков каждого – какими бы скромными они не были. Разумеется, в процессе обучения селекция была неизбежна – слишком серьёзное и ответственное это дело, академическая музыка. Но те, кто искренне был заинтересован в самосовершенствовании, кто страстно хотел постичь все эти премудрости и погрузиться в этот сложный, но удивительный мир, были поощряемы и получали сторицей.

Пономарёв обладал удивительным даром убеждать, заинтересовывать: детям всегда было с ним увлекательно, на его занятиях они узнавали и постигали многое из такого, с чем в обычной жизни рядовые московские сначала советские, а потом российские школьники никогда бы не встретились. Суметь донести до детей и сделать для них родными все эти премудрости классической музыки – это ведь совсем не просто.

Уникален репертуар «Весны». С самых первых дней существования коллектива первоклассный вкус её руководителя подарил детям возможность соприкосновения с самыми прекрасными образцами музыкального искусства, с настоящей музыкой. Конечно, были и пионерские песни Чичкова, и идеологически выдержанные кантаты Кабалевского, но не они составляли основу репертуара «Весны» — ещё в советские годы хор пел много такого, что в нашей стране можно было услышать только в его исполнении. Крупная форма – кантаты, оратории, отрывки из опер, бесчисленные хоровые миниатюры, лучшие образцы современной музыки вплоть до самых изощрённых изысков авангардизма – всё это было в репертуаре простых ребят из Медведкова, Бабушкина, Отрадного… Одно это вызывает удивление и восхищение, не может не восприниматься как чудо. Именно благодаря дару Пономарёва убеждать и заинтересовывать этим сложным репертуаром, благодаря погружению в этот мир, происходил духовный рост его подопечных, которых он просвещал, которым он прививал вкус и понимание искусства.

Во многом «Весна» уникальна и как социальное явление, как коллектив (словечко, которое Пономарёв очень не любил, что и понятно – в эпоху тотальной «коллективизации» нашей жизни оно не могло не вызывать аллергию у мыслящего человека): здесь свои строгие правила, свой распорядок, своя система отношений между детьми, между ними и педагогами – вторую подобную, наверно, нигде больше не сыскать. Социализация, которую здесь получают дети, совсем иного рода, чем ту, что они естественным образом обретают в семье и в школе, и этот опыт благородного служения прекрасному, которому их здесь учат сызмальства, даёт каждому уникальный духовный фундамент, жить с которым потом – вне зависимости от того, станешь ты музыкантом или нет – необыкновенно сложно (потому что кругом бездуховности – море), но одновременно и удивительно приятно и даже где-то почётно.

Дни скорби минуют и в памяти благодарных учеников Александр Сергеевич навсегда останется удивительно интересным человеком, умевшим с энтузиазмом и юмором ввести их в сложный, но притягательный мир прекраснейшего из искусств. Задача сегодняшней «Весны» — не растерять всё то ценное, что создал здесь Пономарёв своим титаническим трудом и искренним стремлением сделать нашу жизнь лучше и красивей. Пожелаем же школе Пономарёва удачи на этом непростом, но достойном пути!

Александр Матусевич, Бостон

реклама

вам может быть интересно

Комок нервов Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

просмотры: 3308



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть