Концерт, полный неожиданностей

Австрийский квартет «Amarcord Wien» в Москве

«Amarcord Wien»

Пасмурный и дождливый московский октябрь для музыкантов и меломанов окрашен, тем не менее, в тёплые тона. На этой неделе начался XII Международный музыкальный фестиваль «Ars Longa», который продлится до конца месяца.

Его программа весьма разнообразна и даёт слушателю возможность выбора. Открытие фестиваля ознаменовал концерт, прошедший в минувший понедельник в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Австрийский ансамбль «Amarcord Wien» представил программу под названием «Bon Voyage».

Глянцевый буклет сообщил перед концертом, что

«основополагающий принцип ансамбля — путём аранжировок… открывать новые выразительные возможности, не стесняясь отступать от оригинала».

В репертуаре квартета произведения самых разных эпох — от народной музыки до сочинений Малера, Мусоргского, Сати, Жобима, Пьяццоллы и многих других. Состав оригинален — скрипач Себастьян Гюлтер, виолончелист Майкл Уильямс, контрабасист Герхард Мутшпиль и аккордеонист Томмазо Хубер.

По правде говоря, если с перспективой услышать грандиозного симфониста Малера в обработке для аккордеона и струнных я ещё смирилась, то строки о поиске нового (надо полагать, в уже известном старом) и отступлениях от оригинала насторожили. В самом деле, оригинал-то выбран совсем не слабый! К чему тогда изменения в том, что давно уже сложилось как настоящий шедевр?

Итак, первое отделение. Первые секунд 30 были невразумительны — надтреснутой половицей запела скрипка, остальные поддержали звучание мерным тихим гулом. Потом, однако, к этому неясному фону присоединилась печальная мелодия протяжной песни. Что же, это неплохой ход — открыть московский концерт обработкой русской народной темы.

Дальше — ещё один приятный сюрприз: Мусоргский, «Картинки с выставки».

Не забывая о том, что столетие тому назад это сочинение было прекрасно инструментовано Равелем, признаюсь, что вариант для квартета прозвучал удивительно органично и самобытно. При этом в исполнении ясно прослушивалось уважительное отношение к первоисточнику. Сыграли отдельные пьесы цикла — «Прогулку», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов». Особенно же удался музыкантам «Старый замок» — тихое и печальное повествование в квартетном переложении стало более объёмным и полновесным. Это уже не просто картинка (напомню, Мусоргского вдохновила посмертная выставка рисунков Гартмана), но подлинный образ мрачного и печального замка.

Завершилось первое отделение музыкой французского композитора Эрика Сати. Его сочинения, изысканные и утончённые, в духе салонной музыки начала прошлого столетия, приобрели в аранжировке для струнных и аккордеона несколько иную окраску. Из гостиных и камерных залов музыка словно вырвалась на бульвары и улицы Парижа, обретая что-то откровенное, манящее и неуловимое, ностальгируя по прошлому и радуясь настоящему.

Во втором отделении играли знаменитое Adagietto из Пятой симфонии Малера.

Думается, что выбранный инструментальный состав для него не совсем подходит — в оригинале это музыка для арфы и струнных смычковых. Как раз арфы явно не хватало, при внешнем сокращении числа исполнителей до четырёх звучание получилось тяжеловатым.

Завершился концерт целым блоком латиноамериканской музыки — аргентинское танго, произведения Астора Пьяццоллы и Антонио Жобима стали лёгким и приятным, необременительным финалом.

Резюмируя, скажу, что многие находки австрийцев оказались на редкость удачными, что-то и вовсе поразило до глубины души.

Исполнительский уровень «Amarcord Wien» очень высок, но главное — их звучание было эмоционально наполненным.

Кажется, даже проливной дождь стал тише после тёплых танцевальных мелодий Пьяццоллы и Жобима.

Хочется пожелать всем участникам квартета творческих успехов. Надеюсь, этот их приезд в Москву был не последним.

реклама

вам может быть интересно