О Японии с душой

Полина Богданович, 23.11.2012 в 12:57

На фестивале «Душа Японии»

Уходящая осень (да и первый зимний месяц) в Московской консерватории освещены замечательным фестивалем «Душа Японии». В прошедшее воскресенье в Рахманиновском зале состоялся концерт «Мир Томидзаки», где звучала музыка хогаку (классическая японская музыка).

Название концерта — обращение к имени гениального слепого музыканта Томидзаки Сюнсё (1880—1958). Программа включала восемь композиций, звучали классические японские инструменты — сякухати (бамбуковая флейта), сямисэн (лютня), кото (цитра). Под руководством замечательного музыканта, исполнительницы на кото и сямисэне Томинари Сэйдзё выступали Томио Сэйрицу, Тамура Фумико, Кобаяси Масако, Аоки Сюнсукэ, Нарусэ Синносукэ, Ёкобаяси Сэйкёку, Марина Пак, Александр Ивашин.

Музыканты, игравшие в этот вечер, представляли изумительное искусство востока во всей полноте.

Традиционные костюмы, ширма, декорирующая сцену, а главное — звучание таких непривычных, но удивительно красивых инструментов, и пение. Когда отзвучал первый номер — «Песня рассвета», — стало немного досадно от того, что не понимаешь слов. Правда, во всём предусмотрительные организаторы концерта (научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира», возглавляемый Маргаритой Ивановной Каратыгиной) облегчили задачу восприятия, внеся в программку краткое поэтическое содержание каждой композиции.

Особенно запомнилась пьеса «Shika no Tone» («Отдалённый зов оленя») для двух сякухати.

Бамбуковая флейта сякухати — традиционный инструмент дзэн-буддийских монахов-комусо. Считалось, что с помощью игры на этом инструменте, медитируя, монах может достичь тем большей гармонии, чем выше его музыкальное мастерство.

Звучание сякухати необычно — звук как будто не слишком большой силы, но охватывающий всё-таки большое пространство. Ощущение, словно находишься среди гор и деревьев, а мелодия доносится, то приближаясь, то удаляясь. Тембр флейты немного тусклый, свистящий, отчего-то показался похожим на ветер.

Слушая перекличку двух одиноких голосов, уносишься мысленно далеко от существующей обыденности, ощущаешь гармонию и покой.

Становится ясным, почему именно звучание бамбуковой флейты — атрибут духовной практики дзэн-буддизма.

Ярким контрастом была пьеса Мияги Митио (1952 г.) для двух кото «Sarashi fu tegoto» («Тегото в стиле “Сараси”»). В основе этой композиции — знаменитая песня конца XVIII века, воспевающая старинный обычай отбеливания ткани. Под яркими солнечными лучами просушивают полотна, вымоченные в реке Удзи. Ритмичный быстрый раздел пьесы рисует собственно процесс обработки холстов.

Среди других композиций — пьеса для четырёх сямисэнов «Лисья свадьба, или Слепой дождь». Её содержание — отсылка к народным историям о лисицах.

По легенде, если в ясный солнечный день начинается дождь, значит, неподалёку играют свадьбу лисы.

Завершился вечер большим ансамблем из девяти исполнителей, сыгравших старинную новогоднюю песню «Десятитысячелетнее благоденствие».

Яркий и самобытный, концерт оставил самые хорошие воспоминания. Отрадно, что фестиваль «Душа Японии» уже четырнадцать лет знакомит слушателей с японской культурой. Закончить короткий очерк-зарисовку хочется, цитируя Басё:

Колокол смолк вдалеке,

Но ароматом вечерних цветов

Отзвук его плывет.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

культура

Театры и фестивали

Рахманиновский зал Московской консерватории

Словарные статьи

японская музыка

просмотры: 3493



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть