Откровения камерного вечера

Валентин Предлогов, 25.01.2013 в 15:51

В череде предновогодних, новогодних и рождественских московских концертов и спектаклей немного затерялось одно любопытное событие — в Зеркальном фойе театра «Новая опера» состоялся концерт камерной музыки, программа которого включала романсы и песни русских композиторов.

Помимо того, что тем вечером выступили замечательные певцы «Новой оперы», очень хорошо знакомые публике Москвы и других городов нашей страны, данное событие стало знаменательным по той причине, что воскресило давнюю традицию театра, заложенную ещё его основателем — Евгением Колобовым. По инициативе и при личном участии Колобова проводился когда-то первый концерт в Зеркальном фойе, и вот теперь новый директор театра Дмитрий Сибирцев решил эту традицию возродить, что и было сделано с громадным успехом.

Программа концерта была довольно масштабной.

В первом отделении выступали тенор Алексей Татаринцев («Я помню чудное мгновенье» и «Бедный певец» Глинки), бас Олег Диденко («Сомнение» и «Ночной смотр» Глинки), сопрано Галина Королёва (рахманиновские «Здесь хорошо», «Не пой красавица, при мне» и «Сирень»), тенор Александр Богданов («Как мне больно» и «Я опять одинок» Рахманинова), сопрано Елена Терентьева («Скажи, о чем в тени ветвей» и «Колыбельная песня» Чайковского), баритон Василий Ладюк, ( «То было раннею весной» и «Соловей» Чайковского) и бас Александр Киселёв («Всю землю тьмой заволокло» и «Как яблочко румян» Свиридова).

Во втором отделении выступили те же певцы в другом порядке и с другими произведениями: Олег Диденко спел «Старого капрала» Даргомыжского, «Блоху» Мусоргского и «Песню пьяных» Хренникова, Галина Королёва — «Ты лети, мой сон, лети» Василенко, «Фонтану Бахчисарайского дворца» Власова, Алексей Татаринцев — «Не ветер вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье» Римского-Корсакова и «В крови горит огонь желанья» Глинки, Елена Терентьева — «Пленившись розой, соловей...», «Редеет облаков летучая гряда...» и «На холмах Грузии» Римского-Корсакова, Василий Ладюк — рахманиновские «О нет, молю, не уходи», «Уж ты нива моя», «В молчаньи ночи тайной», «Всё отнял у меня», Александр Богданов — «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Подъезжая под Ижоры» Свиридова, Александр Киселёв — его же «Голос из хора» и «Петербургскую песенку».

Партии фортепиано попеременно исполняли Татьяна Сотникова и сам директор — Дмитрий Сибирцев, в данном случае выступивший в роли, так сказать, «играющего тренера».

Солисты «Новой оперы» подарили публике замечательный вечер, концерт был просто исключительный.

Очень высокую планку задал уже первый участник — открывший вечер Алексей Татаринцев, выступления которого с романсами можно было слышать на вокальных конкурсах, но в концертах он в этом репертуаре не выступал. А жаль! В Зеркальном фойе можно было подробно и на предельно близком расстоянии изучить голос певца, который в камерной обстановке предстал во всём богатстве тембра, неизбежно утрачиваемого при выступлении в больших залах. Для Татаринцева характерна отшлифованная фразировка, чёткая дикция и замечательное владение пиано и пианиссимо. Легчайшим звуком был подан романс «Не ветер, вея с высоты» и совсем по-другому, энергично и напористо — «Звонче жаворонка пенье», на последнем звуке которого певец позволил себе сделать громадную эффектную фермату, вполне здесь уместную.

Бас Олега Диденко был весьма эмоционален и артистичен.

Каждый спетый им романс стал отдельным маленьким спектаклем: особенно ярко прозвучали «Старый капрал» и «Песня Мефистофеля о блохе», а спетую на бис «Песню пьяных» Хренникова, 100-летие которого будет отмечаться в 2013 году, артист представил столь ярко-характерно и так образно её разыграл, что публика была просто в восторге.

Сопрано Галины Королёвой невелико по объёму, но в романсовом репертуаре вполне достаточно и слушается свежо. Пожалуй, Рахманинов в первом отделении прозвучал более интересно и незатёрто, хотя во втором она исполняла такой шедевр, как романс Власова на стихи Пушкина.

Тенор Александр Богданов тоже удачно спел романсы Рахманинова, у него светлый верхний регистр, но иногда на форте тембр был немного резок. Романсы Свиридова были представлены как самостоятельные спектакли, в них не было ни одного случайного оттенка — это была очень продуманная, глубокая трактовка, в которой ощущался большой артистический опыт.

Любимица публики очаровательная Елена Терентьева всех заворожила своим сопрано.

Романс «Скажи, о чём в тени ветвей» Чайковского в её исполнении получился нежным и трепетным, а «Колыбельная песня» всех околдовала. В романсе Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей» певице удалось великолепно передать томный восточный колорит и продемонстрировать свой вокальный диапазон, а в романсе «Редеет облаков летучая гряда» была замечательно выстроена форма и удалась кульминация.

Выдающийся баритон Василий Ладюк не впервые выступает перед московской публикой в камерном репертуаре, и всякий раз производит большое впечатление. Весьма сложный в плане вокальной выделки романс «Соловей» был подан во всём богатстве нюансов и громадного количества мельчайших ритмических и динамических подробностей. Романс «О нет, молю, не уходи» был тщательно выверен по форме и устремлён к генеральной кульминации, хотя трактовка романса «В молчаньи ночи тайной» выглядела немного академично. А ведь буквально за пару дней до концерта в Зеркальном фойе Ладюк весьма эмоционально и во всём блеске вокала выступил в партии Роберта в «Иоланте».

Любопытно, что как раз те певцы, от кого ожидались в камерном концерте наиболее эффектные именно в эмоциональном плане выступления, то есть от Татаринцева и Ладюка, выступили в очень сдержанной концертной манере.

Зато басы, продемонстрировавшие широчайший арсенал выразительных средств не только вокала, но и драматического театра, и разыгравшие из каждого романса настоящие миниспектакли, подобрали подходящие случаю номера и удивили эмоциональностью и образной яркостью своих выступлений. Я это отмечаю не как «достоинство» одних или «недостаток» других исполнителей, а как любопытную подробность рецензируемого концерта.

Бас Александр Киселёв был интересен в камерном репертуаре. Четыре сложных романса Свиридова он спел с большим количеством оттенков — как динамических, так и тембральных. Правда, иной раз его немного захлестывали эмоции, и он давал слишком мощное для камерного помещения фортиссимо, но это делало исполняемые им романсы ещё более темпераментными и впечатляющими.

Дмитрий Сибирцев — замечательный концертмейстер, очень музыкальный, внимательный к певцам:

он не только следовал предлагаемым вокалистами трактовкам и аккуратно и с пониманием дела сопровождал их рубато, паузы и другие импровизационные моменты, но и доступными на фортепиано средствами помогал реализовать образно-драматическую составляющую исполняемых произведений. Например, фортепианный «аккорд-выстрел» в «Старом капрале» Даргомыжского не оставлял ни малейших сомнений в том, что именно произошло. Татьяна Сотникова, аккомпанировавшая, в частности, Татаринцеву и Ладюку — тоже профессионал высокого класса и замечательно владеет своим ремеслом.

Необходимо отметить, что камерный вокальный жанр — очень особенный:

нельзя дать гарантию, что даже очень большой оперный певец столь же удачно выступит перед публикой, сидящей чуть ли не в трёх метрах, когда исполнитель выходит, а перед ним нет ни оркестровой ямы, ни сцены, ни суфлёра. Есть от чего прийти в замешательство! Поэтому нужно иметь весьма крепкие нервы для выступления в камерной обстановке, когда получается едва ли не «задушевная беседа», слышен каждый призвук, а аудитория следит за каждой нотой и за каждой буквой текста.

И здесь необходимо сделать важное замечание. В продолжение концерта штатные фотографы постоянно и очень громко щёлкали затворами своих аппаратов, иногда по нескольку раз в секунду, и эти щелчки очень мешали слушать. Разумеется, от этого шума удавалось абстрагироваться, но всё равно он был очень заметен.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Новая Опера

Персоналии

Василий Ладюк

просмотры: 4572



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть