Дети поют большую музыку

Олесь Сторожев, 31.01.2013 в 23:04

Концерт московского детского хора «Весна»

Очередной большой концерт Детского хора «Весна» состоялся в Светлановском зале Дома музыки. Как и концерт в Большом зале консерватории осенью прошлого года он был посвящён памяти основателя школы, выдающегося русского хорового дирижёра, заслуженного артиста России Александра Пономарёва. Но в отличие от ноябрьского выступления, где в основном прозвучала широкая палитра хоровых миниатюр, концерт в ММДМ состоял сплошь из произведений крупной формы.

В первом отделении были исполнены цикл Бенджамина Бриттена «Рождественский венок» и Шесть хоров для женского хора и фортепиано Сергея Рахманинова. Во втором прозвучала монументальная кантата Ефрема Подгайца «Как нарисовать птицу» для детского хора, симфонического оркестра и сопрано соло. Примечательно, что это произведение, созданное в 1981 году, было специально создано для хора «Весна» и имеет посвящение этому замечательному коллективу.

У «Весны» очень своеобразный, узнаваемый звук: есть в нём что-то ангельское, бесплотное, эфемерное. Прозрачность хоровой фактуры доведена до совершенства, благодаря чему каждая партия, каждый подголосок отчётливо слышны и при этом не теряется целостность звукового потока — голоса не вылезают, а именно прорисовываются, подавая более чётко ту или иную мелодическую линию, фразу, выделить которую необходимо в данный момент, и так же легко растворяются в общей звуковой массе. Я бы сравнил «весновский» звук с кристально чистым озером, спрятавшимся где-то в высокогорье, недоступном для цивилизации: видно дно, видна каждая деталь, даже лёгкая рябь не нарушит этой чистоты, и в то же время — это озеро, большое, широкое, полноводное.

Своеобразие «весновского» звука в сочетании с безупречной интонацией, превосходными унисонами, стройностью звучания более всего подходит таким произведениям как бриттеновский цикл. В сопровождении небесных звуков арфы пение хора наиболее выразительно. Средневековые мотивы, что проскальзывают в музыке вечно влюблённого в Пёрселла композитора уже ХХ века, прихотливость мелодики и прозрачность фактуры произведения дают возможность выявить лучшие качества звучания «Весны», к каковым кроме собственно уникальной интонации необходимо отнести и гибкость нюансировки, тонкость, филигранность оттенков.

В рахманиновском цикле, в сопровождении громогласного по сравнению с арфой рояля, столь гармоничного сочетания инструмента и хора не всегда удаётся достичь: например, в патетическом первом хоре «Слава», явно не хватает «мясистости», густоты, мощи. Конечно, это маленькое наблюдение, не портящее общего впечатления, ибо в том же цикле Рахманинова были миниатюры, в большей степени подходящие индивидуальности «Весны» («Задремали волны», «Ангел»). Кроме того, требовать от детей более «взрослого» звука, наверно, не очень корректно, но в то же время нельзя и забывать, что цикл написан для женских голосов, соответственно, определённая упругость, тембристость и «массивность» здесь вполне уместны. В то же время это замечание ни в коем случае не касается способности хора наполнить огромный Светлановский зал: сил на это вполне хватает, в особенности сейчас, когда в главном зале Дома музыки проведена грандиозная работа по улучшению его акустики.

Особый интерес вызвала кантата Подгайца — произведение талантливое, мелодически богатое, полное акустических находок. Здесь усиление детского хора «гвардией» выпускников очень пошло на пользу — звук стал сразу более уверенным, ярким, плотным, что было просто необходимо, ибо хор пел в сопровождении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Понравилась солистка Театра Сац Татьяна Ханенко — её нежное лирическое сопрано приятного тембра хорошо сочеталось со звучанием хора, способно было выразить чистоту и непосредственность детского восприятия окружающего мира — именно эти идеи лежат в основе поэтического текста кантаты.

Дирижёру Сергею Кондрашеву удалось нарисовать большое полотно, добившись звукового баланса и высокого общего тонуса исполнения: произведение было проведено эмоционально приподнято, заинтересованно, динамично.

реклама

вам может быть интересно

Мамы, дети, музыка Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Московский международный Дом музыки

Коллективы

Русская филармония

просмотры: 4274



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть