IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича

IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича

В последние годы зарубежных оркестров стало приезжать в столицу непривычно много, причем — самых разных. Причин этого — несколько. Во-первых, в этом направлении заметно активизировала свою деятельность Московская филармония. Во-вторых, в 2006 году на сцене Колонного зала Дома союзов долгожданную дверь в зарубежный симфонический мир впервые распахнул Фестиваль симфонических оркестров, ежегодно проходящий в первой декаде июня и по сложившейся традиции последних лет неизменно предваряющий празднование Дня России.

В-третьих, в 2010 году в Первопрестольной на поле организации гастролей оркестров топ-класса появился новый игрок, хорошо известный, конечно, и ранее, но на подобном поприще заявивший о себе впервые. Речь идет о Фонде культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича, который после смерти маэстро возглавила его старшая дочь Ольга Ростропович.

Именно в 2010 году и состоялся I Международный фестиваль Мстислава Ростроповича – «Неделя Ростроповича в Москве». Благодаря усилиям его художественного руководителя Ольги Ростропович, уже в первый фестивальный год память маэстро своими выступлениями почтил симфонический оркестр Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова. Одним из ярчайших событий II фестиваля стал приезд оркестра фестиваля «Флорентийский музыкальный май» во главе с Зубином Метой, а на III фестиваль обрушилось сразу целое созвездие зарубежных коллективов: Лондонский филармонический оркестр под руководством Владимира Юровского, оркестр Парижа под руководством Пааво Ярви и оркестр Национальной академии «Санта-Чечилия» (Италия) под руководством Антонио Паппано – и это не считая отечественных коллективов, в том числе и повторного приезда Темирканова со своим коллективом.

Оркестрами-участниками IV фестиваля стали исключительно коллективы зарубежные: оркестр Болонской оперы (вместе с хором этого же театра), Датский национальный симфонический оркестр (Копенгаген), Симфонический оркестр Баварского радио (Мюнхен) и Королевский филармонический оркестр (Лондон). Необходимо заметить, что первые два оркестра из числа названных приезжают в нашу страну впервые. К этому списку надо добавить еще и лондонский English Chamber Orchestra, выступивший на закрытии фестиваля. Однако в настоящих заметках камерная составляющая нынешнего года опускается.

Признаться, посещая в этом году концерты поистине впечатляющего парада оркестров, особенно, когда они проходили на сцене Колонного зала Дома союзов, я никак не мог отделаться от мысли, что чудесным образом вдруг досрочно наступил июнь, а я словно присутствую на Фестивале симфонических оркестров мира. А между тем у сего музыкального форума (восьмого по счету), который должен состояться в Москве с 1 по 12 июня, уже при объявленной программе стали возникать непредвиденные трудности государственного финансирования, так что гамлетовский вопрос «быть или не быть?» актуален для него как никогда.

Расценив сам факт проведения нынешней «Недели Ростроповича в Москве» как добрый знак неустанного энтузиазма, творческого поиска и согревающего душу оптимизма, всем нам только и остается надеяться на то, что весьма драматичная ситуация с Фестивалем симфонических оркестров мира всё же разрешится ответом «быть»…

А пока что перелистаем страницы IV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, который стартовал в Москве 27 марта: по сложившейся традиции его начало всегда совпадает с днем рождения маэстро. Несмотря на свою московскую прописку, выездная сессия одного из мероприятий фестиваля состоялась и в Петербурге. За семь дней фестиваль, прошедший в режиме нон-стоп, менял залы, исполнителей и публику, но неизменным оставалось одно – высоко поднятая планка его художественного уровня.

Искусство, как известно, отражает жизнь, но в искусстве, как правило, всё не так, как в жизни. Постигнуть человеческую природу как таковую сложно, но, в принципе, можно. Проникнуть же в тайны искусства и творчества, подаренного человечеству незаурядными личностями, практически невозможно.

Несомненно, что к таким персоналиям в мире музыки относятся имена Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Именно поэтому сама идея фестиваля памяти выдающегося исполнителя и дирижера возникла легко и естественно. Прекрасная фестивальная инициатива Фонда Ростроповича сегодня настолько вросла корнями в музыкальную жизнь Москвы, что представить ее без этого просто уже невозможно. Особенностью нынешнего праздника музыки является, то, что он впервые проходит без Галины Вишневской: на этот раз его специальное посвящение адресовано памяти великой русской певицы.

Априори у нынешнего фестиваля намечались два фаворита – Симфонический оркестр Баварского радио во главе с латышом Марисом Янсонсом и Королевский филармонический оркестр во главе со швейцарцем Шарлем Дютуа. Ожидания стали явью, ведь оба дирижера, являющиеся художественными руководителями этих всемирно известных коллективов, сами не менее известны как личности яркие, неординарные.

Но правда и то, что интеллектуально мощный залп подлинного музыкального мастерства, вызванный исполнением «Реквиема» Верди на открытии фестиваля в Большом зале консерватории, заставил явных фаворитов слегка «расступиться». Конечно, ощутимое «проседание» впечатлений было связано с приглашенными певцами-солистами, но в целом оркестр и хор Болонской оперы под управлением итальянца Микеле Мариотти, молодого и весьма перспективного главного дирижера этого театра, своей захватывающей и по-настоящему живой интерпретацией однозначно смогли затмить то дежурно-рутинное исполнение сего опуса, которое Москве довелось услышать на последних гастролях миланского театра «Ла Скала», когда за дирижерским пультом стоял маэстро Баренбойм.

Сопрано Татьяна Сержан, весьма востребованная сейчас на Западе, буквально на лету заменила заболевшую знаменитую итальянку Барбару Фриттоли, выступив вполне достойно. Подобная ситуация наблюдалась и с итальянскими певцами – меццо-сопрано Вероникой Симеони и басом Риккардо Дзанеллато, которые де-факто предстали скорее скрытыми сопрано и баритоном. Увереннее и профессиональнее всех солистов вокальную марку держал лишь тенор из Венесуэлы Акилес Мачадо, если не считать подозрительной интонации.

В количественном отношении фестивальный вклад баварских «симфоников» оказался самым весомым: две разные программы в Москве (Большой зал консерватории) и одна комбинированная в Санкт-Петербурге (Большой зал филармонии). Наш интернет-портал уже публиковал исчерпывающий отчёт Татьяны Елагиной на московские выступления подопечных Янсонса – к нему и отсылаем наших читателей.

На сцене Колонного зала Дома союзов королевские «филармоники», пожалуй, всё же слегка «усыпили» исполнением цикла «Моя матушка-гусыня» Равеля, но зато и «Фонтаны Рима» Респиги, и «Море» Дебюсси, и, в особенности, Пятый фортепианный концерт Сен-Санса, в котором блестяще солировал пианист-виртуоз из Великобритании Стивен Хаф, стали экспрессивно красочными и необычайно яркими картинками разнопланового симфонизма.

Вспоминаются два концерта Королевского филармонического оркестра на Фестивале симфонических оркестров мира в Москве в 2008 году. Тогда этот коллектив, за дирижерским пультом которого стоял темпераментно страстный итальянец Даниэле Гатти, четко числился в ожидаемых фаворитах и прогнозы эти сполна оправдал. Но – удивительное дело! – и маэстро Гатти в прошлый приезд оркестра два вечера подряд также играл нам немецкий репертуар, в котором был и Бетховен (Четвертая симфония), и Брамс (Первая симфония), и Рихард Штраус (симфонические поэмы «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель» и «Так говорил Заратустра»).

И если Даниэле Гатти в свое время поразил, прежде всего, неординарными прочтениями музыки Рихарда Штрауса и Брамса, то франкошвейцарец Шарль Дютуа, осуществивший крен нынешней программы в сторону французской музыки, словно желал доказать нам, что оркестру из Туманного Альбиона и этот репертуар знаком и близок. При этом очень отстраненно, без всякого драйва представив опус Равеля, блеснув элегантным прочтением «экзотики» Сен-Санса и покорив психологической звукописью Дебюсси, оркестр на редкость глубоко и чувственно проникся изысканно тонким опусом Респиги, в котором мифология оживающих фонтанных скульптур так и манила окунуться в очарование знойных римских пейзажей, застывших в камне и искрящихся в прохладных потоках водной стихии.

Единственным бисом программы вновь стала французская пьеса: сочно и в то же время скрупулезно выверенно прозвучала фарандола из музыки Бизе к драме «Арлезианка».

На этой же сцене датские «симфоники» под управлением испанца Рафаэля Фрюбека де Бургоса внесли лепту зажигательного фестивального очарования музыкой Мануэля де Фальи (балет «Любовь-волшебница») и Хоакина Родриго (концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром). Между прочим, этого маэстро мы хорошо помним, опять же, по фестивалю Симфонических оркестров мира 2007 года, когда он находился за дирижерским пультом Дрезденского филармонического оркестра. 2007 год стал годом ухода из жизни Мстислава Ростроповича – и музыканты оркестра из Дрездена единогласно приняли тогда решение посвятить свое выступление его памяти.

Необычайно свежие, незаштампованные впечатления от исполнения «Аранхуэса» связаны еще с одним испанцем – замечательным гитаристом Пепе Ромеро. Однако репертуарный контраст испанского репертуара с прозвучавшей затем Первой симфонией Брамса оказался настолько велик, что по-настоящему музыканты настроились на венскую классику практически лишь с третьей части, сумев всё же оставить о себе на редкость позитивное финальное впечатление. Но ощущение позитива и чувство искренней благодарности организаторам за этот впечатляюще роскошный праздник симфонической музыки остались и по отношению ко всему фестивалю в целом. А это и есть самое главное.

…Завершившаяся «Неделя Ростроповича в Москве» запомнится как весьма компактное и необычайно концентрированное средоточие западноевропейского симфонизма. Несомненно, фестивальная линия год от года будет продолжаться и развиваться, обогащаясь всё новыми впечатлениями и открытиями. Будет ли в ней по-прежнему превалировать ставка на оркестры, покажет время. Но если так продолжится и впредь, этому можно будет только порадоваться, ведь симфонических оркестров – хороших и разных – много никогда не бывает. И московская публика, несомненно, оценит это по достоинству!

реклама