Балет, придуманный художником

Балетом «Знаки» закрылся сезон в Парижской опере

Балет «Знаки» Каролин Карлсон. Автор фото — Agathe Poupeney / Opera national de Paris

Однажды художник придумал балет... Написал картины, нарисовал декор и костюмы, создал концепцию...

Получился нереализованный ещё балет, действующее лицо которого — картины, семь картин.

А затем нашёлся хореограф, которому это было интересно, композитор, которому хореограф поручила написать музыку, и родилось удивительное произведение «Знаки» (Signes) — совместная продукция художника Оливье Дебре, хореографа Каролин Карлсон и композитора Рене Обри.

Невероятно красивый (чего же ещё ждать, когда создатель — художник, да ещё и художник абстракционист?!), красочный, визуальный, построенный на тонком знании цвета и колорита. Но при этом слишком рафинированный и эстетский — не для широкой публики.

Каждая отдельная деталь красива, но в целом начисто отсутствует какой бы то ни было драматизм.

«Знаки» — своеобразная манифестация искусства для красоты, «чистого» искусства для искусства.

Балет состоит из семи частей, по числу картин, по сути — семи коротеньких балетов, каждый их которых обладает своим настроением и характером, идущим от картины.

Балет «Знаки» Каролин Карлсон. Автор фото — Agathe Poupeney / Opera national de Paris

Музыка также отвечает этой идее сюитности и также представляет собой семь частей — не контрастных, а просто очень разных, связанных между собой переходами-связками.

Сначала на сцене появляется картина, затем выходят танцовщики.

Музыка ненавязчива, она мягко сопровождает и дополняет целое, но не западает в память (напевать её, выходя из театра, не станешь).

В разных эпизодах действие развивается по-разному. Исполнители то одушевляют картину, словно бы сходят с неё, в тех случаях, когда в ней есть действие (как в части «Балтийские монахи»), то оживляют и продолжают её своими телами и движениями, если картина пейзажна и созерцательна («Утро луары», «Горы Гуйлинь», «Цвета Мадурай»), или же вступают в диалог, расшифровывают, поясняют и дополняют, когда смысл более ускользающ и абстрактен («Знак улыбки», «Дух синего», «Победа знаков»).

Танец говорит то языком непосредственности и недвусмысленности, то мистики, или апеллирует к созерцательности и размышлениям.

Сама Каролин Карлсон, знаковый американский хореограф, о постановке говорит следующее: «В семи эпизодах, соответствующих семи полотнам Дебре, я выдумывала отношения между людьми, может быть, напоминающие чувства, которые могли быть между Леонардо да Винчи и Джокондой. Меня очень вдохновляли полотна Дебре с их темами соблазна, любви, жизни, рождения, перевоплощения. Семь картин Дебре побудили поставить семь балетов. Для их связи я создала два персонажа, которые ведут путешествие через знаки. Это одновременно абстрактно и очень зрительно, конкретно».

Балет «Знаки» Каролин Карлсон. Автор фото — Agathe Poupeney / Opera national de Paris

Тема Джоконды берёт начало от самого Дебре, который зашифровывает её в самой первой картине, «Знак улыбки»:

«Думал об улыбке Джоконды, и меня осенило — появился знак этой улыбки» (О. Дебре).

Название частей не меньшая часть целого, чем свет или музыка, они дают воображению отправную точку и курируют его. И при этом очень поэтичны:

Первая картина: Signe du sourire (Знак улыбки)
Вторая картина: Loire du matin (Утренняя Лура)
Третья картина: Monts de Guilin (Горы Гуйлинь)
Четвертая картина: Les moines de la Baltique (Балтийские монахи)
Пятая картина: L’esprit du bleu (Дух синего)
Шестая картина: Les couleurs de Madura (Цвета Мадурай)
Седьмая картина: Victoire des signes (Победа знаков)

Реализуют их труппа Парижской оперы и солисты Мари-Агнес Гийо и Стефан Бюльон.

Поскольку главное действующее лицо балета — картины, то

наравне с музыкой важную роль приобретает колорит и цвет.

Из них словно бы рождается целое, и каждая часть отличается своим настроением, своим цвето-световым решением.

Балет «Знаки» Каролин Карлсон. Автор фото — Agathe Poupeney / Opera national de Paris

Телесно-розовый пастельный «Знак улыбки» с мягкой музыкой и загадочным танцем.

Оранжево-багряное ласковое «Утро Луары».

Льдисто-голубые «Горы Гуйлинь».

Молчаливые и торжественные, агрессивные чёрно-красные «Балтийские монахи», исполняемые мужским ансамблем.

Дивный интимный дуэт Гийо и Бюльона в «Духе синего» (сине-голубая гамма), словно являющегося частью картины.

Контрастный ему праздник красок «Цветов Мадурай», индийский по духу, оснащённый, помимо картины, движущимися модулями; часть восточно-чуждая по характеру, костюмам и танцу (чего стоят лишённые одной руки, блокированной платьем танцовщицы).

И наконец — как арка к загадочному началу — мистичная чёрно-белая «Победа знаков».

Удивительный факт — балет развивается из улыбки.

«Генеральная идея этого балета строится на развитии первого знака — улыбки, которая появляется на уголке щеки. Это символ первого общения, рождения ребенка, человека, начало алфавита, всей письменности. Несмотря на то, что человек придумал так много вещей, всякие компьютеры и роботы, которые теперь с ним конкурируют, наше воображение все-таки не иссякло. Вот почему все это заканчивается «Победой Знаков» (О. Дебре).

Балет «Знаки» Каролин Карлсон. Автор фото — Agathe Poupeney / Opera national de Paris

Балет — гармония живописи, музыки и танца.

Как и многие творцы (Кандинский, Шёнберг, Скрябин), создатели балета стремились к стиранию границ между искусствами, созданием синтетического целого.

Несмотря на то, что балет задуман художником, это не выставка полотен с танцем. «Главным образом, я не хотел, чтобы декорации представляли расписные полотна, перед которыми бы танцевали. Это мне не интересно. Я хотел, чтобы живопись играла в пространстве, чтобы был обмен между танцовщиками и живописью. Семь эпизодов должны позволить пересечь мир от Луары до Китая» (О. Дебре).

И, надо сказать, что это ему удалось.

Балет был впервые поставлен в 1997 году, получил восторженный приём и в 1998 году в Москве был отмечен на фестивале «Benois de la Danse» (премия за «лучшую работу балетмейстера» — Каролин Карлсон, «лучшую сценографию» — Оливье Дебре, а также, уже позже, в 2005, премия «лучшей балерине» — М.-А. Гийо).

Этой весной возобновление балета «Знаки» закрыло сезон 2012-2013 Парижской оперы.

Автор фото — Agathe Poupeney / Opera national de Paris

реклама