«Шаляпин-гала»: Петербург — Казань

«Шаляпин-гала» в Казани

В день закрытия Универсиады-2013 пролился такой дождь, что многочисленные фонтаны били не только в положенных местах, но и из-под колес проезжающих машин. Вечером умытая прохладой Казань на центральном стадионе провожала гостей-спортсменов, а в оперном театре встречала мощный музыкальный десант из Петербурга.

7 первоклассных солистов-вокалистов и 76 артистов оркестра Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым и Ренатом Салаватовым два часа без перерыва пели и играли для казанской публики, продолжая в стенах горячо любимого ею оперного дома общегородское празднество.

Одновременно это было и закрытие фестиваля «Шаляпин. Нуриев. Казань», который шел в столице Татарстана параллельно с универсиадой с 6 по 17 июля.

Хорошо выстроенная драматургия концерта помогла слушателям не заскучать ни на миг

— программа была компактной, контрастной, да ещё и познавательной.

Все номера, так или иначе связанные с именем Шаляпина, сопровождались видеоизображениями прижизненных портретов великого певца, сцен из спектаклей, картин старых мастеров с историческими персонажами — прообразами шаляпинских шедевров, эскизов декораций. Особенно запомнилась галерея прекрасных монохромных фотографий, возникавших чередою на заднике-экране во время замечательного исполнения Ильдаром Абдразаковым «Элегии» Массне.

Наплывы — от портретов совсем молодого, устремленного в будущее Шаляпина до самых поздних снимков на закате его жизни — обостряли эмоциональное воздействие музыки и текста до комка в горле.

В Казани вообще эмоциональная публика.

А на этом концерте в мощную волну сложились многие факторы: энергетика универсиады, приезд высоких гостей — сам маэстро Гергиев со своим оркестром, певцы — звезды Мариинского и свои собственные, программа, выстроенная как променад от строгой классики к излюбленным публикой популярным «Соловью» Алябьева, «Вдоль по питерской», «Очи черные», «Прощай, Казань» Жиганова.

Эти яркие шлягеры, исполненные с великолепным чувством «другого» жанра и вкусом, еще раз доказали, что настоящим мастерам, как и великому Фёдору Ивановичу, ничто человеческое не чуждо.

На патриотической волне публика, восторженно принимая всех гостей, среди них особо одаривала «своих».

Ну и впрямь есть, чем гордиться: Шагимуратова уже человек мира; Ахмед Агади — на редкость стабильный певец Мариинки и завсегдатай театров ближнего зарубежья; обладатель качественного баса и специфического актерского дарования, любитель форсировать звук и откровенно играть «на публику» Михаил Казаков — солист Большого.

Но все они — и солисты Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля.

«Шаляпин-гала» в Казани

Международный «Шаляпин-гала» был, как и подобало названию, в основном мужским концертом. Армению в нём достойно презентовал баритон Геворг Акопян (ария Риголетто, Баллада Томского), благородную питерскую школу, помимо уже всемирно известного Абдразакова, представлял Алексей Марков (ария Роберта из «Иоланты», куплеты Эскамильо), чья зарубежная карьера тоже весьма успешна.

Но что за торжество без женщин!

Палитру концерта заметно обогатили Альбина Шагимуратова и Аида Гарифуллина, одна — изумительным голосом и пением высочайшего класса, другая — обаянием тембра, артистизмом и грацией. Ария Лючии ди Ламмермур и «Вокализ» Рахманинова у Шагимуратовой, вальс Джульетты из оперы Гуно у Гарифуллиной — это были мерцающие жемчужины в строгом ожерелье мужского концерта.

К большому сожалению приходится констатировать, что

при трансляции не всем вокалистам пошло на пользу вмешательство техники.

В частности, несколько потускнело очарование голоса Шагимуратовой.

Зато особое наслаждение знатокам доставило то, как снимали оркестр французские операторы, как, заранее изучив партитуры, музыкантски-профессионально показывали группы инструментов точно в момент их звучания. На концерте присутствие операторов на сцене не раздражало, в их работе была своя особая красота и сноровка.

Но все мастерство удалось увидеть и оценить именно в записи.

Результатом общей работы стало, фигурально выражаясь, замечательное творческое трио: Гергиев — оркестр — видеоряд. Поэтому вихрем несущаяся увертюра к «Руслану и Людмиле», помимо эмоционально-слухового удовольствия, могла бы в видеозаписи послужить классическим пособием по изучению оркестровки.

Для Казани «Шаляпин-гала» стал особым событием,

так как концерт транслировался каналом «Меццо» примерно на 40 станций, плюс работа каналов «Культура» и ВГТРК-Россия на весь мир. Все финансирование проекта взял на себя мэр города Казани Ильсур Метшин.

Стильная оригинальная сценография специально для гала-представления выполнена Анатолием Нежным, художник по свету — Сергей Шевченко, оба москвичи.

Продюсер концерта и его фактический режиссер Алексей Садовский работал в тесном контакте с директором казанского оперного театра Рауфалем Мухамедзяновым, который последовательно реализует совместные проекты с Мариинским театром и лично с маэстро Гергиевым.

В их общих планах много смелого, и, судя по уже реализованному — приездам коллектива Мариинки на Шаляпинский фестиваль с целыми премьерными спектаклями, — этим планам наверняка суждено сбыться.

Автор фото — Г. Столярова

реклама