В мерцании свечей

Балет Монте-Карло снова в Москве

ALTRO CANTO. Photo © Marie-Laure Briane

В начале октября князь Монако Альберт II посетил с визитом Москву. С ним приехал «Балет Монте-Карло», раньше бы сказали — его придворный балет, а теперь, в более демократические времена — балет под патронажем княжеской семьи и одна из визитных карточек государства Монако.

Несмотря на карликовые размеры княжества Монако, его роль в мировом «балетном государстве» несоразмерно велика:

созданная в 1929 году труппа «Ballet Russe de Monte Carlo» в течение более 30 лет оставалась последним осколком дягилевской антрепризы, в начале ХХ века вернувшей балет на орбиту современной европейской культуры.

Нынешняя балетная труппа Монте-Карло (Les Ballets de Monte-Carlo) основана почти через четверть века после распада той, первой, прославленной, сейчас и эта труппа с таким знаковым для балетного уха названием подходит к своему тридцатилетию, двадцать из которых ее возглавляет француз Жан-Кристоф Майо.

Труппа уже дважды побывала в России: с самым своим известным балетом «Золушка» и не так давно, года полтора назад, с прелестным одноактником «Дафнис и Хлоя». Оба балета — сюжетные, но

Майо — хореограф универсальный, ему в равной мере удается и сюжетный, и бессюжетный формат.

«Altro Canto I». Балет Монте-Карло

Убедиться в этом помогли нынешние гастроли. Они получились суперкороткими — была показана только половинка балета «Altro Canto» продолжительностью 38 минут. Вместе с балетом Монте-Карло в этот вечер был представлен Большой театр с «Классической симфонией» Прокофьева (хореография Юрия Посохова). Очевидно, приуроченный к визиту главы государства Монако,

этот балетный вечер задумывался не только как балетный, но и как вечер русско-монакской дружбы и укрепления творческого союза Большого балета и Балета Монте-Карло:

в царской ложе сидел князь и российские официальные лица, а руководители обеих балетных трупп на поклонах братались.

Между тем, в конце этого сезона брататься Майо и Большому придется уже не на поклонах, а в совместном проекте: Майо, впервые отрешившись от эксклюзивной работы на собственный коллектив, дал согласие поставить спектакль специально для Большого театра. В планах Большого «Укрощение строптивой» Майо (будем надеяться на анонс С. Филина) с Марией Александровой в главной роли.

«Altro Canto I». Балет Монте-Карло

Любопытно, что у Майо в результате получится с труппой Большого: танцевальный стиль Большого, продемонстрированный в этот вечер, — размашистый и несколько небрежный (правда, «Симфонию» Посохова труппа танцует от случая к случаю), резко контрастировал с изысканным, утонченным и чутко-музыкальным стилем работы Майо и членов труппы Балета Монте-Карло.

«Altro Canto I» — балет бессюжетный, поставлен на старинную музыку трех композиторов эпохи барокко,

единственный из которых на слуху — «отец» оперы Клаудио Монтеверди. А часть, что мы не увидели, — «Altro Canto II» использует современную музыку.

Сам хореограф на пресс-конференции рассказал, что в «Altro Canto I» его интересовала дуалистическая, андрогинная сущность стиля барокко (для спектакля отобрана в основном вокальная музыка, которая в эту эпоху часто создавалась для феноменов вокала — кастратов — обладателей высоких, тембрально «женских» голосов, обладавших при этом мужской мощью).

«Altro Canto». Балет Монте-Карло

Замысел андрогинной театральной интерпретации музыки барокко нашел поддержку не только в хореографии, но и в костюмах.

Художник по костюмам — знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд, и это очень заметно. На современной балетной сцене для одноактного бессюжетного балета костюмы и сценография обычно мало что значат, утвердившийся формат — однотонный задник и скупой костюмный минимализм.

Сценография (Ротль Закс), свет и костюмы «Altro Canto I» не только изысканно красивы (хотя это тоже минимализм), они атмосферны и концептуальны. Старинной, большей частью духовной, музыке соответствует живое пламя свечей в темном пространстве (храм? вселенная? театр? Возможно и то, и другое, и третье!). Музыкальной уравновешенности и прихотливому пламени свечей — мерцание матового золота костюмов и пластические переливы тел, пропевающих старинные гармонии.

Костюмы скрывают половую принадлежность танцовщиков:

и женщины, и мужчины одеты (независимо от пола) в короткие юбочки с нижними пышными штанишками и майки или в обтягивающие брюки с корсетом. Под корсетом или юбочкой может скрываться как мужское, так и женское тело, иногда, несмотря на разный рельеф тел, глаз обманывается:

танцовщики с тщанием выполняют задание хореографа — искать в мужском движении женственные интонации, в женском — мужские.

Большинство дуэтов этого балета — однополы, не сразу распознаешь, кто именно участник дуэта: половая принадлежность исполнителей для Майо в этом балете не принципиальна, и те, и другие — скорей как отблески пламени или отзвук мелодии, их движения длятся и перетекают одно в другое.

Звезда труппы и муза Майо — Бернис Коппьетерс — будто создана для этого балета:

у нее высоченный рост, андрогинное сложение и суперкороткая, почти мужская, стрижка. Но андрогинная физика Бернис уравновешивается женской манкостью и той неотразимой магией, которая на театральном языке именуется харизмой. Она царит в центральной сцене балета — ансамбле с 10 танцовщиками, которые служат ей подиумом для «ныряния» и вознесения.

«Altro Canto». Балет Монте-Карло

За сеансом магии Бернис следует ее дуэт на ритмизированное бренчание струнных, и, не смотря на то, что дуэт с Вербрюггеном (наконец-то) разнопол, он обходится практически без прикосновений, напоминая игру: тело партнера отзывается на малейший жест антагониста — тело партнера «звучит» так же, как музыкальный инструмент под рукой музыканта.

Всё вместе производит завораживающее впечатление, точно такое же, как звук клавесина в тишине или прихотливый язычок свечи в темноте.

Майо, безусловно, входит в мировую балетмейстерскую элиту, его труппа работает как единый механизм, его главная балерина поразительна и ни на кого не похожа. Таковы итоги гастролей Балета Монте-Карло.

Майо будет работать с Большим — это радость, нетерпение и тревога. Подойдет ли Большой под стать балетмейстера? Вдохновит ли его труппа Большого на хореографические откровения? Станет ли «Укрощение строптивой» (при таком деликатном балетмейстерском даре) их совместной удачей?

реклама

вам может быть интересно

Британский ученый Классическая музыка