В одном концерте с легендой

Всероссийский юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета

Всероссийский юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета отправился в первое концертное турне по России

Когда ранним тёмным утром поезд с юными артистами Всероссийского юношеского симфонического оркестра остановился на перроне в Нижнем Новгороде, было не понятно, проснулись ли они и собираются ли, наконец, покинуть вагоны.

Прибытие в новый пункт их гастрольного маршрута и требования дисциплины не смогли прервать крепкий детский сон. Сказывались усталость и возраст — в такое время обычные дети спят без задних ног, сладко и безмятежно, а не бороздят просторы нашей огромной страны. К тому же многие из юных музыкантов вообще выехали за пределы родного города и оказались в походных условиях впервые. Так что выгружались долго.

Турне юношеского оркестра Башмета началось накануне вечером концертом в Большом зале Московской консерватории,

после чего детей отвезли на вокзал, и жизнь странствующих музыкантов открылась им во всем своем многообразии, с отрицательными и положительными сторонами — необходимостью вставать ни свет ни заря, трястись по рельсам и дорогам, смирять амбиции солистов, которые уже у многих есть по причине ранних творческих достижений, но также и признанием публики, стоячими овациями и славой.

Им предстояло посетить пять городов, после Москвы и Нижнего Новгорода — это Пермь, Екатеринбург и Заречный Свердловской области.

Чтобы такой уникальный коллектив появился на свет, Юрий Башмет — его создатель, художественный руководитель и дирижер — лично отбирал детей во всех федеральных округах страны.

«Мы слушали детей там, где оказывались с концертами, — рассказал маэстро на пресс-конференции. — Конечно, при моем графике в 200 концертов в год еще и специально ездить на прослушивания детей невозможно. Поэтому 2-3 часа после концертов в городах России я тратил, чтобы набрать детей в свой оркестр».

Таким образом, в коллективе представлены свыше 30 городов:

от Хабаровска и Невельска Сахалинской области, Нового Уренгоя, Ейска, Екатеринбурга до Алапаевска, Ярославля, Череповца и Санкт-Петербурга. Возраст оркестрантов от 9 до 21 года — как сказал дирижер, «от десятилетних принцесс до двадцатилетних невест, от мальчиков до женихов».

Первые выступления коллектива состоялись год назад, осенью 2012 года, в рамках Культурной олимпиады «Сочи 2014». Нынешние гастроли — новый этап в существовании оркестра. Зимой он примет участие в мероприятиях Олимпиады, а в июне выступит в Большом зале Берлинской филармонии.

Во всех городах тура с юными музыкантами на одной сцене выступает Виктор Третьяков.

«Когда-нибудь эти дети скажут, что играли в одном концерте с легендой, а это колоссальный стимул для их творческого становления», — говорит Башмет, имея в виду Виктора Третьякова.

Каждому понятно, что таким же колоссальным стимулом является для юных российских музыкантов и общение с руководителем их коллектива.

Но все-таки основной целью создания юношеского оркестра Юрий Башмет называет «собирательство». По словам маэстро, на этапе отбора детей в оркестр он понял, насколько высок исполнительский уровень многих юных музыкантов, несмотря на все катаклизмы, которые переживает русская музыкальная школа на протяжении ужасающих по своему разрушительному воздействию на культуру долгих постсоветских лет.

На первом концерте нынешнего тура в Большом зале консерватории, говорит маэстро, присутствовали люди, которые передадут руководству страны его главный месседж:

достижения в сфере классической музыки — это подлинное богатство России, поэтому музыкальную культуру необходимо поддерживать на государственном уровне, и начинать нужно с детей и их педагогов.

«У меня самого семилетний внук недурно играет на скрипке. Он учится у Галины Степановны Турчаниновой, которая в свое время подготовила Максима Венгерова. Теперь она преподает в ЦМШ, и моему внуку повезло попасть к ней в класс. Так что проблемы детского музыкального образования меня интересуют кровно», — говорит маэстро.

На вопрос, каким же чудом все еще сохраняются столь высокие достижения у педагогов в регионах, Юрий Башмет ответил, что всё, конечно, держится на фанатизме и таланте конкретных людей.

«Если в городе есть преподаватель — фанат какого-то инструмента, то там и появляются хорошие исполнители, — говорит дирижер. — Я был в позитивном шоке, когда услышал в городе Новокуйбышевске двух детей-скрипачей. Думаю, ну откуда здесь такое? Ведь по уровню игры они вполне могли бы быть студентами Московской консерватории. Узнаю, что фамилия девочки Иванова и что папа у нее тоже Иванов. Я сначала даже не задумался, какой это Иванов, у нас ведь в стране Ивановых немало, да? Но выяснилось, что этот Иванов — мой однокурсник, которого я много лет не видел, и что учился он на скрипке у Янкелевича. Потом он вернулся в Самару, там у него появилась дочка, и вот он учит дочку и еще одного мальчика. Вот так и сохраняется в стране исполнительская школа».

Не исключено, что для многих одаренных детей игра в оркестре Юрия Башмета станет началом большой карьеры.

В пример маэстро привел шестнадцатилетнюю флейтистку из Екатеринбурга.

«Она потрясающая. Если бы я прослушал ее за ширмой, не зная, сколько ей лет, я бы сразу взял ее первой флейтой к себе во взрослый оркестр. Когда после прослушивания я вручал ей диплом, то спросил, какая у нее мечта. И она ответила, что хочет попасть на мастер-класс Джеймса Голвея. Это сегодня главный флейтист Земного шара. Я ей говорю: а он у нас в Сочи скоро будет играть, приезжай, будет тебе мастер-класс, осуществишь свою мечту. Они с мамой пошептались, но у них не было возможности поехать в Сочи самостоятельно, и они расстроились. И тогда мы придумали так, чтобы девочка выучила виртуозную пьесу на тридцать секунд (помню, это был «Вольер» из «Карнавала животных» Сен-Санса), её выступление включили в программу одного из концертов и оплатили её приезд из бюджета фестиваля. Надо было видеть их лица — девочки и мамы, когда они получили приглашение приехать в Сочи. А потом сам Голвей пригласил её в Швейцарию уже за свой счет».

Во всех городах турне будет представлена одна и та же программа: увертюра Россини к опере «Сорока-воровка», Романс для альта с оркестром и Первый концерт для скрипки с оркестром Бруха и Пятая симфония Бетховена. С Концертом Бруха выступает Виктор Третьяков, с Романсом — сам маэстро Башмет. Когда он солирует, то за дирижерский пульт встает итальянец Клаудио Ванделли, известный музыкальному миру как создатель ряда европейских молодежных симфонических коллективов, включая фестивальный оркестр в Вербье.

Юрий Башмет считает, что неопытность юных музыкантов с лихвой компенсируется их мощной молодой энергией и огромным желанием играть прекрасную музыку.

«Помню на первой репетиции я им дал ауфтакт и половина из них начали играть – настолько были еще неопытными. Но они стараются. Вот сегодня на репетиции Пятой симфонии Бетховена мы отрабатывали начало симфонии, этот «стук судьбы». И я пытался передать им прием, которому меня научил в свое время Ростропович. Однажды он попросил нас, чтобы одно место в Шестой симфонии Чайковского звучало, «как раненый слон». Я тогда подумал: что это значит — грубо? громко? Но он объяснил, что надо прижать смычок к струнам, нажать на него и из такого положения начинать играть, тогда появится мощность. Так и сегодня мы добивались бешеного звучания в начале Пятой Бетховена. Там вообще много всяких сложностей, до сих пор для дирижеров всего мира проблема — как начать симфонию. Вот Бернстайн однажды вышел, хлопнул в ладоши, и у него оркестр заиграл по хлопку. Но у нас еще не всё получается, как хотелось бы. Ну что же, право на ошибку все имеют».

Концерт в Нижнем Новгороде прошел при полном аншлаге.

На сцене царила атрибутика музыкального детства: яркие разноцветные платья, банты, блестящие заколки для волос, лакированные туфельки, белые рубашки и черные брюки. И… половинные скрипочки в руках у многих музыкантов. Всё это составляло сильный контраст со взрослой, серьезной программой, с аккомпанированием «самому» Виктору Третьякову и «самому» Юрию Башмету.

Да, сыграно было пока не без шероховатостей, но при таком высоком индивидуальном мастерстве каждого оркестранта все они, конечно, преодолимы. Ведь музыкально одаренные дети в России — это уникальная высокопрофессиональная прослойка, которой по силам настоящие чудеса.

Для Юрия Башмета сыграть в Нижнем Новгороде сразу после Москвы было принципиально,

ведь именно здесь он начинал как дирижер, а ответственность за любое выступление в Нижнем, по словам маэстро, для него всегда выше, чем даже за концерт в Карнеги-холле. И потому на суд здешней публики он с удовольствием и с почтением представил свой новый грандиозный и благородный проект.

… За час до отправления из Нижнего Новгорода выяснилось, что одна из юных оркестранток оставила в гостинице концертные туфли. Угадайте, кто поехал за туфлями в гостиницу? Это был Народный артист, Лауреат Госпремии и кавалер всех наград, какие только дают за культуру у нас и в мире. Ко всем творческим заботам он добавил себе забот «отцовских».

Туфли, к слову, не нашлись, и дирижер зря летал туда-обратно. Теперь в следующем городе их придётся покупать. Что поделаешь... Дети есть дети.

Автор фото — Mikhail Bratsilo

реклама

вам может быть интересно

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама