Туган Сохиев: «Дирижёр должен поменьше говорить»

Анна Ефанова, 24.11.2013 в 14:32

Туган Сохиев. Автор фото — Marco Borggreve

Народный артист республики Северная Осетия-Алания и кавалер французского ордена «За заслуги» Туган Сохиев представил в двух культурных столицах коллектив, известный в Европе своим молодым составом, всеохватывающей программой и неповторимым звукоизвлечением — Национальный симфонический оркестр Капитолия Тулузы. В интервью корреспонденту Belcanto.ru российский дирижёр рассказал об особенностях возглавляемого им в течение пяти лет французского оркестра и трудоемкой каждодневной работе, сопряженной с менталитетом разных городов и стран.

— Говорят, что у каждого оркестрового коллектива есть свой стиль. Как описать стиль Национального оркестра Капитолия Тулузы?

— У него большие возможности, огромный потенциал и музыкальная чувствительность. Он может с особой тонкостью исполнять сочинения любых композиторов: где нужно пошуршать, создать прозрачный звук, наполнить полнотой звучания целый зал. В каких-то местах им можно вообще не дирижировать.

— Вы немногословны поэтому?

— Дирижер, как мне кажется, должен поменьше говорить и побольше давать оркестру играть. Илья Александрович Мусин говорил, что все нужно показывать руками, потому что от разговоров исполнение лучше не станет, а на концерте ты не сможешь остановиться и объяснить. На репетициях многословие вызовет в какой-то момент раздражение. Хороший дирижер всегда доверяет своим музыкантам.

— В чем тогда заключается основная задача репетиции в неизвестном для Вас зале?

— Послушать акустику: понять, как лучше изменить свой звук, как дать другую краску, нюанс в сравнении с тем, к чему привыкли.

— В Берлинском оркестре, которым руководите, восприятие другое?

— Нам нужно там вместе еще, как следует, на репетициях попахать, чтобы понять, как лучше исполнять того или иного композитора. Нужно будет посвятить много времени работе над интонацией, звуком и ансамблем.

Французский оркестр здорово играл, когда я только к ним пришел. Были какие-то шероховатости, но каждодневное тщательное изучение музыкального материала по тактам сразу дало свой положительный результат. Пока в Германии такой работы я не успел провести за год.

— Особенности немецкого коллектива Вам уже ясны?

— Конечно, в Берлине совершенно другой менталитет. Играют точно, как машины: иногда трудно добиться музыкальной свободы, приходится высчитывать даже rubato.

— А если сравнить звучание питерских и московских оркестров?

— Оркестры хорошие везде. В них разные дирижерские школы, поэтому отличается и конечный звук. В Санкт-Петербурге — это Рабинович, Мусин; в Москве — Гаук, Гинзбург: другие принципы и техника, своеобразный подход.

Когда дирижировал Гаук, то оркестр немного с отставанием играл. Там больше по руке, по жесту вниз. Совсем иначе чисто технологически, например, у Лео Гинзбурга.

— Влияет атмосфера городов?

— Наверное. Для меня Москва суетлива — все как-то приходится делать быстрее, постоянное agitato идет. А в Петербурге — есть размеренность, спокойное отношение к делу.

— Возвращаясь к французскому оркестру. Какой средний возраст у Ваших музыкантов?

— От 40 до 45-ти лет.

— Часто происходит омоложение состава?

— У нас ежегодно проходит конкурс.

— Сколько лет самым молодым?

— Около 19-20 лет.

— Не рано в оркестр?

— Я их беру из-за таланта, они одаренные ребята. У нас первый гобой — второй год играет, английский рожок — только что пришла. Две фаготистки — «зеленые», начали недавно, но, знаю, что, поварившись в оркестре 2-3 года, они выстрелят так, что и другим не снилось.

— Вы упомянули о конкурсе в Ваш коллектив. Как он проходит?

— Жестко: в три тура с высокими требованиями для всех групп. Первый тур играют за занавесом, второй — без занавеса. Те, кто остается, выходят в третий тур.

— Можете назвать критерии отбора?

— У человека не должно быть проблем с техникой, он должен быть музыкантом, который способен привнести в оркестр что-то сверху еще.

— Говорят, что общий состав оркестра Капитолия Тулузы расширился.

— Сейчас у нас 125 человек вместо 104. Кто-то ушел на пенсию, но им на смену пришла молодежь. Сейчас во Франции это оркестр с самым привлекательным имиджем, куда все стремятся попасть.

— До Вашего прихода там играли только французскую музыку.

— Да, но теперь мы сильно расширили репертуар: исполняем сочинения русских и немецких композиторов, классические и современные произведения.

— Как строится сегодняшняя репертуарная политика коллектива?

— Стараемся охватывать все и в каждом сезоне не упустить ни одну из эпох. Также бывают тематические программы, иногда циклические. Главный критерий, чтобы сезон получился не скучным для публики и оркестра.

— Московско-питерская концертная программа смешанна.

— Да, мы играли Римского-Корсакова, Листа, Берлиоза. Сегодня и завтра у нас — Лядов, Брух и Элгар.

— Если бы Вам предложили сделать монографические концерты, то творчество какого композитора Вы бы принялись осваивать?

— Пожалуй, Прокофьева. Он настолько разнообразен, что в момент исполнения и восприятия не возникает ощущение, что в течение вечера звучит одно и то же. Его «Классическая» симфония ничего общего не имеет со зрелым и поздним стилем. Симфонии — своеобразная ретроспектива человеческого развития. А в таких сочинениях, как «Иван Грозный» — вообще нет и предела горизонта.

Автор фото — Marco Borggreve

реклама

вам может быть интересно

Ренессанс шедевра Монтеверди Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Туган Сохиев

просмотры: 4206



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть