Новогодние поздравления музыкантов

Фото — meloman.ru

Среди множества новогодних программ, что «заманивают» маленьких москвичей и их родителей в театры и концертные залы столицы, особенно выделяются те, что проводятся в филармонических залах Москвы.

Здесь — живая музыка, отсутствие бьющего по ушам микрофонного звукоусиления, гармоничное сочетание музыки и литературного, высокохудожественного слова.

Эти программы лишены агрессивности шоу-бизнеса,

каковая присутствует практически на любых прочих мероприятиях для современных детей. Громкий звук и слишком яркая, мельтешащая картинка — приметы времени, тот повседневным фон, на котором проходит формирование подрастающего поколения сегодня. И именно этого вы счастливо избежите, если придёт на новогодние программы в филармонические залы Москвы.

Одна из таких программ была предложена в предновогодние дни в Концертном зале имени Чайковского: один из лучших отечественных оркестров —

Российский национальный под управлением Михаила Плетнёва — почти три часа играет замечательную музыку для детей.

В первом отделении — это бессмертный «Щелкунчик» великого Чайковского: музыкальные номера всемирно известного балета сопровождают чтение сказки Гофмана в исполнении известного актёра Александра Олешко. Во втором — «Алиса в стране чудес», «музыкальное путешествие» Александра Розенблата по одноименной сказке Льюиса Кэрролла, в этом случае «литературное сопровождение» обеспечивал не менее популярный актёр Павел Любимцев.

Идея сочетания литературного и музыкального начал — не нова, но очень действенна.

Для детской аудитории (на определённом этапе развития ребёнка) она просто необходима — музыкальные образы оказываются дополненными образами вербальными, укореняются в сознании, обретают более понятные, доступные формы. Безусловно, музыка способна сама сказать очень много — без всяких «подпорок и разжёвываний», но начинать просвещение именно с таких комбинированных по форме мероприятий — необходимо.

РНО как всегда на высоте: тёплый, какой-то особо домашний в данном случае звук и в то же время — мастерство высшего класса.

«Щелкунчиком» дирижирует Сергей Поляничко и под его руководством знакомая до боли музыка из детства звучит торжественно и приподнято, в то же время — «по-мужски» упруго и крепко, даже где-то брутально, что в сочетании с непростыми перипетиями повествования Гофмана делает сказку близкой к трагедии, даже, несмотря на счастливый финал волшебного сна.

Музыка Розенблата — забавное попурри, иллюстрирующее историю Алисы

то мотивами из «Гаянэ», то незабываемыми мелодиями из «Самсона и Далилы». В детские уши вкладывается великая музыка, но поданная в контексте любимой сказки — чем не решение сразу нескольких воспитательных и образовательных проблем?

Второй частью концерта дирижирует Владислав Лаврик, который недавно записал эту музыку с РНО на компакт-диск, в его прочтении в известной степени «музыкальный винегрет» Розенблата обретает определённое единство и драматургическую смысловую нить.

Мастерство чтецов весьма различно.

Если у Олешко — это величавое самолюбование, где личность артиста важнее произносимого текста, то у Любимцева — полное растворение в материале, а оттого сказка получается более сердечной и более занимательной, захватывающей.

Первое отделение заканчивается очень неожиданно: после великой музыки Чайковского Олешко в духе шоу-программ поёт под минусовку с детишками «В лесу родилась ёлочка» и прочие популярные новогодние песенки, выходит к зрителям, получает цветы и подарки — словом, все атрибуты эстрадного концерта вдруг неожиданно пышным цветом расцветают в филармоническом зале.

У Любимцева, конечно, такого быть не может — это артист совсем другого плана.

Он весь — служение литературе и служение музыке, звучащей параллельно его слову.

Не беда артиста, что ему достаётся музыкальный материал иного масштаба — он искренне старается создать законченный и захватывающий театр музыки и слова.

Несмотря на критические наблюдения, программа РНО весьма удалась: она была интересна и маленьким, и взрослым. Такие мероприятия очень нужны современному подрастающему поколению, нужна альтернатива чисто развлекательным в своей основе программам, которых сегодня в изобилии как на телевидении, так и в концертных залах.

реклама

вам может быть интересно

Олег Каган: дорога без конца Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама