Скелеты в шкафу и рыцари балетного грааля

В Петербурге завершился XIII Международный балетный фестиваль «Dance Open»

Екатерина Беляева, 05.05.2014 в 16:28

Фото Стаса Левшина

Все фестивали, которые претендуют на звание международных, традиционных, ежегодных, стремятся к самоусовершенствованию. Они стараются представить максимально эксклюзивные тематические программы, собрать у себя максимальное число самых громких звезд, показать лучшие спектакли мирового балетного репертуара и открыть новые имена.

«Данс оупен» — фестиваль узко танцевальный, проходит в одной из мировых балетных столиц, в городе, где улицы дышат балетной историей.

Отвоевать свое место очень трудно, но фестивальная команда — Ольга Беленкис, Екатерина Галанова и Василий Медведев — делают все возможное, чтобы «Dance Open» стал одним из главных балетных фестивалей в Петербурге, приметой и фирменной карточкой балетного города. До 2008 года первое место держал Мариинский международный балетный фестиваль, но сейчас, особенно в последние два года, он заметно уступает своему младшему (фестивали стартовали друг за другом с разницей в год — в 2001 и в 2002) брату. Программы «Dance Open» оказываются содержательнее и интереснее.

В прошлом году, когда праздновалось столетие партитуры Стравинского, привозили мариборскую «Весну священную» Эдварда Клюга. Если бы не «Данс оупен», мы бы никогда не увидели эту самобытную постановку, дополнившую копилку мировых «Весен священных», привезенных и поставленных в России в прошлом году.

В фокусе этого года — гастроли американской компании «Комплекшнс»,

спектакль «Мажифик» (Magifique) Тьерри Маландэна в исполнении артистов труппы Балета Биарриц, вечер хореографии патриарха голландского балета Ханса ван Манена с Национальным балетом Нидерландов и традиционный гала-концерт звезд балета, главной изюминой которого должно было стать и стало Гран па де «Электрик» из балета Мариуса Петипа «Синяя борода», реконструированное Василием Медведевым.

Тьерри Маландэн

Маландэна лучше знают москвичи. Его труппа дважды гастролировала в столице. В 2003 привозили программу балетов «В честь Сергея Дягилева» со скандальной постановкой «Послеполуденный отдых фавна», в которой хореограф уложил своего героя в коробку с носовыми платками и заставил всю ночь мучиться от неосуществимых плотских желаний. После московской премьеры он рассказал, что решился на подобное хулиганство, когда услышал реакцию части зрителей на аутентичного «Фавна» Нижинского, возобновленного на фестивале Маландэна «Время любить». Пятнистое существо с рожками зрители Биаррица приняли за корову. Маландэн расстроился и срочно поставил свою осовремененную историю «Фавна».

В 2005 году Балет Биаррица привозил в Москву два других спектакля — «Творение» и «Кровь звезд».

Маландэн очень любит две вещи — историю танца и мифологию.

Так, в «Творении» на музыку Бетховена он рассказал историю первого танцовщика как первочеловека. Грехопадение по Бытию трактовалось в балетном ключе — как переход между эпохами танца: от барочной к романтической, затем к эпохе Айседоры Дункан и Михаилу Фокину, и, наконец, через Нижинского к ультрасовременному танцу, и снова к классике и неоклассике.

«Кровь звезд» — балетная трактовка древнегреческого мифа о прекрасной и несчастной нимфе Каллисто, которую выбрал Зевс, и которая стала жертвой божественной ревности Геры. Каллисто превратилась в Большую Медведицу, вечно кружащуюся вокруг Полярной звезды.

«Мажифик» (Magifique) Тьерри Маландэна

«Мажифик» (премьера балета состоялась в 2009) уже видели зрители Екатеринбурга. Уральские гастроли французской труппы состоялись благодаря усилиям историка балета и известного импресарио Олега Петрова, который несколько лет назад издал толковую книгу о Маландэне.

Название балета авторское. Маленький Тьерри, когда видел что-то красивое, восклицал «мажифик», затрудняясь выговорить «маньифик» (magnifique) — великолепно.

В итоге он соединил «маньифик» и «мажик» (magique — волшебный), получилось — «мажифик».

Маландэн (55 лет) был одним из шести детей большой семьи, живущий в провинции. У него дома не было телевизора. Однажды, оказавшись в гостях у родственников, он увидел по телевизору балет «Лебединое озеро» и захотел учиться танцевать. Он попросил родителей купить телевизор, полагая, что это необходимо для начала учебы. Сорок с лишним лет спустя он вспомнил свои детские балетные грезы и поставил балет на три сюиты из балетов Чайковского (две имеющиеся и одну — «Щелкунчик» — изготовленную по случаю), объяснившись в любви русскому композитору.

«Мажифик» (Magifique) Тьерри Маландэна

Руководство в течение многих лет авторским театром с авторским репертуаром избавило Маландэна от необходимости создавать некие протокольные редакции классических балетов, как делали многие другие хореографы, приходя работать в государственную компанию. Он однажды ставил «Щелкунчик» и только. Поэтому Маландэн идет напрямую к музыке, минуя историю чужих и своих постановок.

Он акцентирует у Чайковского такие места, о смысле которых мы раньше не задумывались.

Хорхе Галлардо (декорации и костюмы) выстроил пространство из отражающих свет панелей. Вначале из них сложен шкаф-купе, потом они развешиваются по стенам как зеркала в версальском бальном зале, и в конце снова собираются как шкаф, забирая с собой блестящую сказку.

Маландэн не строит какого-то сквозного сюжета, он отталкивается от названий музыкальных частей балетов, благо Чайковский все подробно расписал. Впечатляет адажио с четырьмя кавалерами, когда балерина идет по обочине какой-то конструкции, кидает свои батманы, вращается, поддерживаемая рукой безликих принцев, и с последним па проваливается в пропасть сна.

Танец маленьких лебедей — воспоминание о деревянных уточках,

которые выплывали на сцену в начале белого акта в старинных советских редакциях. Бравые молодцы, которые тут отвечают за маленьких лебедят, шалят как дети, но не забывают, что они птицы водоплавающие — то синхронно «нырнут» в воду вниз головой, задрав «лапы», то ручки сложат утиной головкой с клювиком.

«Мажифик» (Magifique) Тьерри Маландэна

Захватывающий момент выхватывает Маландэн из музыки «Лебединого озера», рисуя лебедей как стаю зловещих птиц, собирающихся свергнуть с престола и растерзать своего царственного вожака. Но харизматичный царь-лебедь вдруг оборачивается и кидает на подчиненных взгляд, демонстрирующий его силу и полное отсутствие страха, и толпа отступает, и бросается на колени и снова жмется к вожаку. Старая история — большинство (птичье, человеческое) всегда выбирает того, у кого власть.

Язык балетов Маландэна — классика (арабески, па де ша, шене) с элементами модерна (обувь),

главная тема — переосмысление классики, ностальгия по золотому веку балета, неприятие кислотного времени. Многие считают хореографа старомодным, и это правда, но от этого он не становится менее интересным.

Вечер балетов Ван Манена — вещь, вообще-то, в наше время невозможная. Обычно опусы классика голландского балета сочетают с работами других хореографов, и Ван Манен выступает этаким ответственным за чистые пятые позиции патриархом, с которым хорошо сочетаются авангардисты всех родов, не соблюдающие никаких правил. Но «Данс оупен» решился сломать эти европейские традиции и составить программу одного из главных фестивальных событий целиком из балетов Ван Манена. В программу вошли работы хореографа 1982, 1985, 1997, 2012 и 2014! Это практически весь Ван Манен!

«Танцы с арфой»

Начался вечер с балета «Танцы с арфой», премьера которого прошла в Голландии в апреле, накануне питерских гастролей Национального балета Нидерландов. Партитура (22 минуты) сложилась из фрагментов произведений аргентинца Карлоса Мичанса, бразильца Эйтора Вила-Лобоса, каталонца Федерико Момпоу и двух Гольдберг-вариаций Баха (первая и вторая).

Классическая композиция Ван Манена — вечное противостояние: лед и пламень, мужчина и женщина, страсть и сдержанность, испанцы и немцы.

Первым на сцену выходит арфист Рэми ван Кестерен. Потом появляются три пары — живописная голландка Игоне де Йонг (сегодняшняя любимица и муза хореографа) с Артуром Шестериковым, величавая Анна Цыганкова с Йозефом Варгой и игривая Юргита Дронина с Исааком Эрнандесом, которые по очереди танцуют свои рафинированные отношения под музыку испаноязычных композиторов. А между ними — добрые пробежки кордебалетных атлетов под Баха. Эти ребята не обременены отношениями, им пока легко и свободно дышится.

Пятьдесят лет Ван Манен сочиняет балеты (сейчас мэтру 81 год), используя лучшую музыку из мирового фонда. И это всегда по определению не музыка для танцев. Это танцы «для» и «с» музыкой.

«Кордебалет»

Во втором отделении Лариса Лежнина, иммигрантка из Маринки первого призыва и ведущая балерина Национального балета Нидерландов на протяжении многих лет, станцевала вместе с Кейси Хердом культовые «Trois Gnossiennes» (1982) Эрика Сати, показав высочайший пилотаж. У балерины до сих пор завидная форма и абсолютное понимание того, что ставит Ван Манен.

Главная изюмина этого сложнейшего по темпам мини-балета — пианино, фланирующее по сцене вслед за парой танцующих (за фортепиано — Ольга Хозяинова).

Его бесшумно толкают три прекрасных юноши с обнаженными торсами, едва различимые в темноте сцены. В основе — всё та же конструкция: одни завязаны в паутине гендерных взаимоотношений, варятся в сложном любовном дуэте, другие — свободные, богемные, забавляются ночи и дни напролет, обкурившись опиума.

«Кордебалет»

Самое сильное впечатление оставил «Кордебалет»,

поставленный Ван Маненом в 1985 году на музыку Скрипичного концерта Албана Берга для Штутгартского балета. Настоящий гимн самодостаточному мужскому танцу, который нашел себя в XX веке через Ван Манена, Пети, Бежара и Ноймайера.

Из темноты на зрителей поднимается прекрасное воинство. Юноши в униформе балетных рыцарей — в черных бархатных колетах с глубоким вырезом и шортах. Они печальны и прекрасны (синхронны настроению концерта Берга). Их конек — синхронность, кредо — один за всех и все за одного, закон формы — выворотность и пятые позиции.

В какой-то момент одного парня выхватывает из мужского каре прекрасная романтичная незнакомка (Юргита Дронина). На короткое мгновение он подчиняется скрипичному наваждению, пара кружится в вихре изумительного танца для двоих. Новый призыв — и мужчина опять возвращается в строй. Скрипка вступает во второй раз — новая дама (Игоне де Йонг) выбирает себе нового кавалера для свиданий. Опять агон и страсть, и опять разлука, теперь уже навсегда.

«Кордебалет»

Следующая встреча российских зрителей с хореографией Ван Манена намечена на июнь 2014 — премьера вечера его хореографии пройдет на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре. Программа пока не объявлена.

Венчал фестиваль гала-концерт звезд балета и последующее объявление лауреатов премии «Dance Open»,

имена которых определяло компетентное жюри во главе с Хансом ван Маненом. Также в жюри вошли худруки ведущих балетных трупп мира — Владимир Малахов (Берлин), Манюэль Легри (Вена), Юрий Фатеев (Мариинский театр), Галина Степаненко (зав. труппой Большого театра), Тед Брандсен (Амстердам, Голландский национальный балет), Алексей Бессмертный («Танцолимп»), Борис Эйфман, Тьерри Маландэн (Биарриц), Дуайт Роден («Комплекшнс»).

Звание Mrs. и Ms. Виртуозность получила пара из Большого театра Кристина Кретова и Семен Чудин.

Кристина Кретова

Именно на них Василий Мелведев поставил стилизованное Гран па де «Электрик» из утерянного балета Мариуса Петипа «Синяя борода» на музыку Петра Шенка (1896).

Финал балета не имеет никакого отношения к злоключениям жен Герцога Синяя Борода.

Это па де де Изоры и Артура, которые воссоединились и поженились после многочисленных перипетий. В музее сохранился эскиз декорации для финала балета. На свадьбе героев приветствуют гении прошлого, настоящего и будущего, которое связывалось в конце XIX века как раз с электричеством.

«Синяя борода»

Кретова очень чисто исполнила коварное многоступенчатое фуэте, сорвав долгие аплодисменты. Чудин демонстрировал свой гигантский шаг и вращения.

Mrs. Выразительностью стала американка Мисти Копланд (АБТ) за номер Марсело Гомеса на музыку Паганини.

Владимир Шкляров из Мариинки стал Mr. Выразительность. Мариинский премьер правда немного перепутал стилистику Баланчина (вместе с Викторией Терешкиной он танцевал Па де де Чайковского) и Фокина, в балете которого «Карнавал» Шкляров неподражаемо театрально танцует Арлекина, но и здесь виртуозности ему было не занимать.

За исполнение «Па де скляв» из балета «Корсар» были награждены как лучший дуэт прима Берлинского балета Яна Саленко и премьер-фрилансер Джозеф Гатти.

Саленко относится к самым аккуратным и стилистически точным балеринам нашего времени — она одинаково прекрасна в реставрированной и архаизированной классике (как, например, в балете «Щелкунчик, восстановленном в прошлом году в Берлине В. Медведевым и Ю. Бурлакой) и в советских редакциях той же классики. За ее спиной — Киевская балетная школа и опыт.

Приз зрительских симпатий ушел к премьеру Национального балета Нидердандов Реми Вортмейеру,

который поставил для своего выступления на гала номер на музыку Оффенбаха (канкан из «Парижского веселья») и виртуозно его станцевал.

И другой виртуоз-трюкач с кубинской школой Йоэль Кареньо (родственник знаменитого кубинского танцовщика, работавшего в АБТ — Мануэля Кареньо), премьер Норвежского национального балета разделил с Вортмайером приз зрительских симпатий.

Гран-при «Dаnce Open» досталось Анне Цыганковой.

Анна Цыганкова

Напомню, что победителям вручают «хрустальную ножку» Анны Павловой (реплику копии бронзовой отливки со слепка ноги великой русской балерины).

Из присутствующих на гала артистов заслуживает упоминания также замечательная пара из Королевского балета Ковент-Гардена. Красавица-ирландка Мелисса Хэмильтон и темнокожий американец Эрик Андервуд. Они показали дуэт из готического балета Уэйна Макгрегора «Raven girl».

Нечеловеческие поддержки, немыслимые растяжки, вертикальные шпагаты по 220 градусов.

дуэт из готического балета Уэйна Макгрегора «Raven girl»

И все это сумеречно, технологично, безэмоционально. Холодная готика, одним словом. Послание от Мэри Шелли. Номер остался недооцененным, а жаль. Но питерская публика пока не устала признаваться в любви лобовой эквилибристике и брутальной виртуозности.

Хорошо, что высокотехнологичные номера в принципе включены в программу. Из этой же серии номер Дэвида Доусона «On the nature of daylight» в исполнении голландской пары Игоне де Йонг и Рафаэля Кум-Марке.

Все события «Данс оупен» в этом году проходили на сцене Александринского театра, который стал постоянным партнером фестиваля.

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

балет

Персоналии

Ханс ван Манен

просмотры: 7206



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть