Открытие фестиваля «Посольские дары»

Ансамбль «Tallis Scholars»

24 сентября 2014 года в 19.00. Музеи Московского Кремля, Оружейная палата

Флагман исполнительского искусства полифонии Ренессанса, известнейший ансамбль из Великобритании Tallis Scholars под руководством Питера Филлипса представит необычную программу «Метаморфозы», — своего рода музыкально-исторический экскурс в западную и восточную христианскую певческую культуру от Средневековья до наших дней. Наряду с традиционными в репертуаре коллектива западными образцами ранней полифонии прозвучат современные сочинения, в том числе два песнопения Игоря Стравинского и Арво Пярта, имеющие православные музыкальные корни, и два сочинения современного английского композитора Джона Тавенера, принявшего православие в 1977 году, прямого потомка композитора и органиста Джона Тавернера (ок. 1490 – 1545). У публики появится уникальная возможность ощутить общность и различие стилистики старинной и современной духовной музыки двух направлений.

Программа концерта:

1 отделение:
Дж. Палестрина (1525 – 1594). Magnificat Primi Toni
О. Гиббонс (1583 – 1625). Magnificat
А. Пярт (р. 1935). Magificat
Дж. Шеппард (1515 – 1558). Our father
Дж. Тавенер (1944 – 2013). Our father
Дж. Тавенер. Funeral Ikos

2 отделение:
Псалм Ave Maria
Ж. Мутон (ок. 1459 – 1522). Ave Maria – virgo serena
И. Стравинский (1882 – 1971). Богородице дево
А. Пярт. Богородице дево
О. Гиббонс. Nunc dimittis
А. Пярт. Nunc dimittis
Дж. Палестрина. Nunc dimittis

Ансамбль Tallis Scholars был основан в 1973 году Питером Филлипсом. Благодаря записям и концертным выступлениям, «Ученики Таллиса» зарекомендовали себя ведущими исполнителями музыки эпохи Возрождения во всем мире. Работая над идеальным строем и четким ансамблем, Питер Филлипс добивался кристальной чистоты и ясности каждого звука, что наилучшим образом служит воплощению музыки Ренессанса, позволяя выделить и услышать каждую линию полифонического голосоведения. Результатом творческих поисков явились красота и гармония звучания, благодаря которым коллектив стал так широко известен.

Tallis Scholars выступают на различных концертных площадках, давая около 70 концертов в год по всему миру. В 2012-2013 ансамбль совершил турне по США и Японии, а также принял участие в фестивалях и концертных программах по всей Великобритании и Европе. Отпраздновав свое 40-летие в прошлом году обширными гастролями и выпустив ряд специальных CD, коллектив дал уникальный праздничный концерт в соборе Святого Павла в Лондоне 7 марта 2013 года.

Среди знаковых этапов их творческой карьеры – туры в Китай в 1999 году, в том числе два концерта в Пекине. В апреле 1994 года коллектив был удостоен чести выступить в Сикстинской капелле, отмечая заключительный этап полного восстановления фресок Микеланджело. Выступление транслировалось одновременно итальянским и японским телевидением. Также Tallis Scholars представили публике многие дебютные сочинения современных композиторов: в 1998 году коллектив отметил свое 25-летие концертом в лондонской Национальной галерее, где при участии Стинга прозвучала премьера произведения сэра Джона Тавенера, написанная специально для ансамбля. В 2000 году «Ученики Таллиса» выступили с сэром Полом Маккартни в Нью-Йорке. Выступления коллектива регулярно транслируются по радио (в том числе выступления в Королевском Альберт-Холле в 2007, 2008 и 2011 на BBC Proms), а также по телевидению – в популярной программе The Southbank Show.

Наибольший резонанс за свою новаторскую работу коллектив получил благодаря записям на Gimell Records, созданной Питером Филлипсом и Стивом Смитом в 1980 году исключительно для записи Tallis Scholars. В феврале 1994 года Питер Филлипс и Tallis Scholars выступали на 400-летии со дня смерти Палестрины в базилике Санта Мария Маджоре в Риме, где Палестрина обучался певчим, а позже работал капельмейстером. Концерты были записаны Gimell и имеются как на CD, так и на DVD.

Записи Tallis Scholars получили множество наград по всему миру. Так в 1987 году их запись месс Жоскена Депре «La sol fa re mi» и «Pange Lingua» удостоились премии «Запись года» по версии журнала «Граммофон», и это была первая запись старинной музыки, получившая желанную награду. В 1989 году французский журнал «Diapason» учредил две награды Diapason d'Or De L'Annee за записи мессы и песнопений Орландо Лассо и Жоскена Депре, основанных на популярной средневековой французской песне «L'Homme armé». Их запись месс Палестрины «Assumpta est Maria» и «Sicut Lilium» получила премию «Музыкальный Граммофон» в 1991 году; в 1994 году – премия Early Music Award за запись музыки Чиприано де Роре и в 2005 – за диск музыки Джона Брауна. К 30-летию Gimell Records в марте 2010 года была сделана запись музыки Томаса Луиса де Виктории «Плач Иеремии», получившая хорошие отзывы критиков. Далее ансамбль выпустил три набора по 4 диска «Лучшее от Tallis Scholars», по одному на каждое юбилейное десятилетие. Сейчас в планах ансамбля – записать полный цикл месс Жоскена Депре на 9 компакт-дисках.

Все эти награды и достижения являются доказательством не только исключительно высокого певческого уровня Tallis Scholars, который остается неизменным на протяжении 40 лет, но и их преданности одному из самых интересных и исполнительски сложных направлений западной классической музыки.

Питер Филлипс. Автор фото — Valerie Batselaere

Питер Филлипс – художественный руководитель и дирижер ансамбля Tallis Scholars, обладатель многих премий, кавалер Ордена Искусства и Литературы Франции (Chevalier de l’Ordre des Arts et des Lettres) (орден присвоен в 2005), член Совета Колледжа Мертон, Оксфорд (с 2010).

С ансамблем Tallis Scholars к настоящему моменту Питер Филлипс дал более 1750 концертов и выпустил более 50 компакт-дисков, пропагандируя полифонию Ренессанса по всему миру. Благодаря такой плодотворной многогранной деятельности Питера Филлипса – концертной, звукозаписывающей, издательской и педагогической, — музыка Ренессанса вошла в мейнстрим классического репертуара.

Помимо Tallis Scholars, маэстро выступает и с другими коллективами. В настоящее время он регулярно работает с камерным хором г. Намюра (Бельгия), вокальным ансамблем «Intrada» г. Москвы (Россия), «Musica Reservata» г. Барселоны (Испания) и хором «Тюдор» г. Сиэтла (США).

Питер Филлипс хорошо известен не только как дирижер, но и как исследователь. Уже 31 год он ведёт музыкальную колонку журнала «The Spectator», является владельцем и издателем старейшего музыкального журнала «The Musical Times» с 1995 года. В 1991 году была опубликована его книга «Английская духовная музыка в 1549–1649 гг.».

Осмотр Оружейной палаты перед началом концерта с 18.00 входит в стоимость билета.

реклама