Кровавая драма в закулисье

В столице Беларуси состоялся Пятый Рождественский оперный форум

«Паяцы» в постановке Михаила Панджавидзе

Каждый год на одну неделю декабря Минск превращается в панславянский Байройт. На сцене Большого театра оперы и балета Республики Беларусь проходит Международный Рождественский оперный форум.

В этом году фестиваль проводился в пятый раз. Симпатичную круглую дату отмечали премьерой «Паяцев» Леонкавалло в постановке главного режиссера театра Михаила Панджавидзе (12 и 13 декабря), серией репертуарных спектаклей с приглашенными солистами и — главной приманкой для меломана — конкурсом вокалистов, приятной новинкой, которая, возможно, станет регулярным мероприятием зимнего форума.

Схема основной программы остается неизменной. К фестивалю театр готовит «домашние» белорусские премьеры и принимает гастролеров. В разные годы свои постановки привозили Латвийская национальная опера, московские «Новая опера» и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, петербургский Михайловский театр, Софийский театр оперы и балета. В этом декабре, правда, звать какой-то конкретный театр не стали, пригласили отдельных певцов в свои постановки. Но «вакантные» места в афише фестиваля заняли конкурсные показы.

«Паяцы» в постановке Михаила Панджавидзе

С момента основания Рождественский форум считается главным музыкальным праздником страны, на устройство которого по высшему разряду государство не жалеет средств. Его главные посетители — столичные любители оперного пения, разбирающие основной массив билетов. Среди почетных гостей фестиваля — авторитетные оперные критики, известные импресарио, директора театров.

Премьерные «Паяцы» стали главной сенсацией форума.

Уже с первых тактов вступления (речь о спектакле 13 декабря) публика затихла в недоумении: вместо заявленного в программке Виктора Плоскины за дирижерским пультом «возник» неизвестный седовласый господин, который внезапно повернулся к залу и заговорил… Затем открылся занавес, и зритель окончательно перестал понимать, что происходит. На сцене «давали» финал «Аиды»… Артисты уходят с поклонов, начинаются демонтаж громоздких декораций и подготовка к очередному спектаклю. По сцене снуют рабочие сцены, уборщицы, выкатываются вешалки с театральными костюмами. Как в муравейнике кипит закулисная жизнь: вот помощница режиссера склонилась над клавиром, а вот балетная парочка репетирует классическое адажио.

«Паяцы»

После прогулки по кулисе, режиссер увлекает зрителя в следующий интерактивный тур — на сей раз по зрительному залу. В окружении восхищенной толпы, репортеров и телекамер в зал врывается труппа гламурных гастролеров, спешащая на сцену, где всё приготовлено для пресс-конференции. Так — театром в театре и еще раз в театре — началась кровавая драма, которой предстояло разыграться в закулисной теснине.

Канио (Теймураз Гугушвили) — обласканный светом софитов и невиданными гонорарами молодящийся премьер, поп-идол, опустошенный ежедневной погоней за внешним успехом. Под стать ему стареющая супруга Недда (Нина Шарубина). Эта примадонна эстрадного подиума, уставшая от фанфаронства глупого мужа, кидается в объятия рабочего сцены, брутального Сильвио (Илья Сильчуков), который рад удовлетворить собственное тщеславие с шикарной женщиной, пусть уже и не первой молодости. Отталкивающего вида клоун Тонио (Сергей Москальков) также не прочь поразвлечься с женой своего приятеля. Беппо (Янош Нелепа), женоподобный любитель сверкающих нарядов и украшений, герой-любовник на сцене, в частной жизни оказывается жалким неудачником.

Илья Сильчуков (Сильвио) и Нина Шарубина (Недда)

С помощью подробной реалистичной прорисовки персонажей и их взаимоотношений режиссер предпринял дерзкую попытку показать изнанку «звездной» жизни, обнажив ее неприглядную суть.

Но главные впечатления от премьеры — музыкальные.

Триумфальное выступление грузинского тенора Гугушвили не позволило жесткой режиссуре затмить вторую и более весомую для нас, меломанов, составляющую оперного спектакля. Его страстное, буквально проникающее под кожу пение не оставило равнодушным ни одного человека в зале. Артист выступал будто последний раз в жизни. Он не играл роль — он проживал ее, проливая настоящую, а не бутафорскую кровь. Непередаваемое ощущение!

Теймураз Гугушвили (Канио)

Остальные солисты уступали этому выдающемуся «тенориссимо», но и их работа заслуживает высокой оценки. Энергично, на кураже вёл за собой оркестр маэстро Плоскина, хор (хормейстер — Нина Ломанович) — выше всяких похвал. Редкие хоровые коллективы могут похвастаться столь высокой певческой культурой и таким прекрасным балансом между мужскими и женскими голосами.

* * *

Оперный пир продолжился «Пиковой дамой» (14 декабря), «Риголетто» (16 декабря) и по традиции завершился гала-концертом с участием звезд ближнего и дальнего зарубежья (18 декабря). Была и программа-off. В Камерном зале им. Л. П. Александровской 15 декабря показали одноактные оперы — «Капельмейстера» Чимарозы и «Служанку-госпожу» Перголези (режиссер Михаил Панджавидзе). А в предпоследний день оперного праздника (17 декабря) состоялся финальный тур Первого международного Рождественского конкурса вокалистов, который стал, как мы отмечали выше, особенностью нынешнего форума, его «изюминкой».

«Служанка-госпожа» в постановке Михаила Панджавидзе

Идея вписать соревнование певцов в контекст форума, благодаря которой молодые артисты получили возможность не только посостязаться, но и почувствовать атмосферу масштабного музыкального действа, ощутить себя его частью, получив мощный импульс для дальнейшего творческого роста, оказалась весьма удачной. Возрастная планка в 38 лет для мужчин и 35 — для женщин позволила принять участие в конкурсе не только новичкам, но и достаточно опытным артистам, не один год выступающим на оперной сцене. И это — одна из главных причин высокого исполнительского уровня финалистов конкурса.

Заключительный тур состоял из развернутых оперных сцен,

в которых замечательными партнерами конкурсантов выступили ведущие солисты Белорусской оперы, а чутким аккомпаниатором — её оркестр под руководством Вячеслава Волича. Из 155 певцов из 20 стран, принявших участие в первом туре, во второй тур прошли 36 участников, и лишь 11 из них смогли пробиться на основную сцену Большого театра Беларуси.

Рамиз Усманов

Обладателем гран-при стал тенор из Узбекистана Рамиз Усманов, совместно с заслуженной артисткой Беларуси Анастасией Москвиной исполнивший сцену Мими и Рудольфа из первого действия «Богемы». Певец выделяется солнечным искрящимся тембром, напоминающим притягательный голос Паваротти. Несмотря на то, что пение Усманова не свободно полностью от технических шероховатостей, яркий артистизм, длинное дыхание, уверенное полноценное верхнее «до» в популярной арии «Che gelida manina» («Холодная ручонка») обеспечили артисту вполне заслуженное признание у публики и членов жюри.

Мария Шабуня и Владимир Петров

А вот с решением жюри присудить первую премию сопрано из Беларуси Марии Шабуне можно поспорить. Каватина Розины, речитатив и дуэт Розины и Фигаро из «Севильского цирюльника» были в целом спеты на достойном техническом уровне, но без вокального блеска, который необходим в этой музыке. Думается, что своим успехом молодая певица во многом обязана партнеру — народному артисту Беларуси Владимиру Петрову, блистательно обыгравшему актерские нюансы дуэта и таким образом подавшему выступление Шабуни в наиболее выгодном свете.

Валентина Феденёва

Зато вторая премия Валентины Феденёвой, сопрано из Донецка, не вызывает никаких сомнений. В сцене письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» певица продемонстрировала выдающийся актерский талант и создала цельный и объемный образ пушкинской героини — страстной, мечтательной, чистой, — без остатка завладев вниманием публики и не отпуская его ни на одно мгновение длинного двадцатиминутного номера. Настоящая магия начинается в тот момент, когда перестаешь за ненадобностью анализировать технические моменты — полетность звука, утонченность фразировки, диапазон динамических оттенков, степень владения легато и т. п. — и начинаешь сопереживать героине, погружаясь в происходящее на сцене. И такое волшебство случилось во время выступления артистки, ставшей подлинным открытием конкурса. (По окончании конкурса Валентина Феденёва поделилась своими впечатлениями и рассказала о себе в интервью нашему интернет-порталу.)

Лаша Сеситашвили

Вполне был достоин первой премии и двадцатичетырехлетний баритон из Грузии Лаша Сеситашвили, в итоге получивший третью. Его мощный и одновременно благородный, насыщенный обертонами, настоящий вердиевский голос великолепно звучит на всем диапазоне. Для выступления в финале певец выбрал не самый выигрышный дуэт Виолетты (Елена Бунделева) и Жермона из «Травиаты», в котором ему было трудно развернуться в полную силу, гораздо ярче выглядел музыкант на гала-концерте с арией Родриго из «Дона Карлоса». Без сомнения, у этого одаренного вокалиста есть все данные для того, чтобы стать артистом мирового класса.

Илья Сильчуков и Елена Золова

Поощрительную премию получил баритон Илья Сильчуков, солист Белорусской оперы, знакомый широкой аудитории по телепроекту «Большая опера» на канале «Культура». Ариозо Онегина и заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин» (Татьяна — Елена Золова) прозвучали недостаточно выразительно. Несколькими днями ранее в рамках фестиваля певец исполнил партии Сильвио в «Паяцах» и Елецкого в «Пиковой даме», и, по-видимому, такой плотный график не лучшим образом сказался на его вокальной кондиции.

Достаточно высокий исполнительский уровень предъявили и дипломанты конкурса. Отметим сценическое обаяние и музыкальность Ксении Бахритдиновой (сопрано, Украина), неординарные голоса Валентина Аникина (бас, Россия) и Павла Петрова (тенор, Беларусь), огненный темперамент и артистическую харизму Сергея Замыцкого (бас, Украина).

Сергей Замыцкий и Нина Шарубина

Подводя итоги Первого международного Рождественского конкурса вокалистов, в первую очередь нужно отметить высокопрофессиональную работу представительного жюри, возглавляемого директором Большого театра Беларуси Владимиром Гридюшко. Большинство его решений было справедливым и беспристрастным. Очень хочется верить, что устроителям конкурса удастся сделать их прекрасное начинание ежегодным.

* * *

Конкурс вокалистов и премьера «Паяцев», безусловно, стали самыми значимыми и запоминающимися страницами в книге фестивальных мероприятий. Но палитра минского форума вобрала в себя множество других ярких красок, и лишь ограниченный формат интернет-публикации не позволяет отдать должное каждой из них. Так, легенда Мариинского театра, народная артистка СССР

Ирина Богачёва произвела настоящий фурор своей коронной ролью Графини

в противоречивой «Пиковой даме» болгарского режиссера Пламена Карталова.

Ирина Богачева в «Пиковой даме»

Великолепный ансамбль исполнителей подобрался в изысканно-лаконичной и деликатно следующей замыслу Верди постановке «Риголетто» Неэме Кунингаса (режиссер и художник по свету, Эстония) и Анны Контек (художник, Финляндия). Звонкоголосый, со сверкающими верхами и отменным владением бельканто Владислав Горай (герцог Мантуанский), утонченная и техничная Татьяна Гаврилова (Джильда), фактурный, с полетным голосом Владимир Громов (Риголетто), упоительно-сладкоголосая Оксана Волкова (Маддалена), колоритные Василий Ковальчук (граф Монтероне) и Олег Гордынец (Спарафучилле), оркестр и хор под управлением молодого темпераментного маэстро Андрея Иванова напомнили о том, каким колоссальным воздействием может обладать оперный спектакль, когда каждый его участник — большой артист и певец.

«Риголетто» в Белорусской опере

Вот отзвучали последние ноты заключительного гала-концерта Рождественского форума, в котором приняли участие певцы из 12 стран, разъехались гости и начались будничные дни. После небольших каникул труппа приступит к репетициям следующей премьеры. 25 марта здесь состоится очередная оперная премьера — «Царская невеста» Римского-Корсакова, а в июне минских театралов ждет долгожданная встреча с новой «Кармен».

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама