Найти «жемчужину» не так-то просто

В Алматы прошла премьера оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга»

В Алматы прошла премьера оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга»

Не так часто идущая на просторах бывшего Советского Союза опера завершила календарный музыкальный год в одной из казахских столиц, продемонстрировав сильные и слабые места в театре им. Абая.

Ориентир — ориентальность

В чем-то «Искателям жемчуга» не повезло – превзойти успех «Кармен» эта музыкальная история так и не смогла. Хотя, если разобраться, музыка Бизе на этот раз дышит ароматом востока, в ней есть новизна и кларизм, хотя кто-то из современников уловил в опере некую схожесть даже с Вагнером. Премьера «Искателей жемчуга» прошла в 1863 году в Париже, в Лирическом театре, и опера имела успех.

Европу в это время захватила мода на восток

— Делакруа пишет свои «Алжирские этюды», на его полотне томные красавицы курят кальян за неспешной беседой. Виктор Гюго создает «Восточные стихотворения», а Фелисье Давид дарит миру оперу «Лалла Рук». В этот период Жорж Бизе получает в руки либретто Пьера-Этьена Кормона, автора весьма плодовитого, его перу принадлежали почти сотня пьес и либретто. Последний всегда творил с соавторами. На этот раз компаньоном либреттиста оказался Мишель Карре, один из авторов либретто «Фауста».

Париж принял историю, развернувшуюся на Цейлоне в деревушке, где живут ловцы жемчуга, весьма благосклонно. Берлиоз, кстати, позже написал о том, что в музыке Бизе в этой опере есть множество отрывков, полных огня и колорита. Автор музыки, которому еще не исполнилось и двадцати пяти лет, в день премьеры выходил на сцену – вместе с певцами благодарная публика вызывала и его. Хотя где-то в газетах все же промелькнули упреки в «мелодических странностях».

Так о чем все-таки «Искатели жемчуга», только ли банальный любовный треугольник, без которого ну никак уж и не обойтись, ее основа? Если присмотреться пристальнее, то отнюдь нет.

Скорее всего, у Бизе это опера о сильной женщине, как потом будет в «Кармен».

Можно взять на себя смелость и предположить, что женщины яркие, сами выбирающие себе судьбу, были интересны этому композитору. Вот и в «Искателях жемчуга» эмоциональный центр спектакля все-таки Лейла, жрица, которая выбрала земную любовь. Ну как тут не вспомнить беллиниевскую «Норму»?

Вольна, как птица!

Итальянский режиссер Паоло Бозизио, приглашенный поставить в Казахском государственном театре оперы и балета им. Абая «Искателей жемчуга», особенно не утруждал себя выстраиванием режиссерской концепции спектакля, как-то обмолвившись, что будем смешивать в постановке «реализм и сюрреализм». Заявление странное и не получившее подкрепление в спектакле.

Иногда казалось, что его работа вообще свелась к тому, чтобы развести мизансцены.

Нет, речь не идет о том, что режиссер должен «левой рукой почесать правое ухо», никто не призывает к тому безоглядному «креативу», которым поразил в свое время Роман Виктюк, ставя «Искателей жемчуга». Боже упаси. Но все же, все же…

На партию Лейлы были назначены три исполнительницы – именитые Нуржамал Усенбаева, Майра Мухамедказы и молодая певица Зарина Алтынбаева. И если первая премьера, которую пела Усенбаева, кроме изумления от неточной работы солистки не могла вызвать никаких иных эмоций, Мухамедказы провела парию на «хорошем крепком уровне», то третий спектакль, который было доверено петь Зарине Алтынбаевой действительно стал потрясением от безудержно страстной работы певицы.

В Лейле-Алтынбаевой сплелись детская чистая любовь и страсть женщины, которая готова разорвать Зургу, отнимающего ее любимого.

В ней была боязнь греха, страх перед нарушением обета целомудрия и безоглядность чувства.

Лейла-Алтынбаева стала центром спектакля, притягивая к себе внимание зрителя каждую секунду.

По сути, благодаря молодой певице, именно третья премьера «Искателей жемчуга» в Алматы оказалась самой удачной, что, несомненно, почувствовала публика, устроившая, когда закрылся занавес, долгую овацию и завалив сцену цветами.

Голос молодой певицы с незабываемым тембром, легкими верхами, такой летящий, позволяет его обладательнице передать малейшие нюансы психологического состояния героини. Алтынбаева легка, пластична, она безукоризненно двигается, ее огромные распахнутые глаза – это глаза ребенка и мудрой женщины одновременно.

Можно сказать, что именно молодой состав исполнителей принес успех третьей премьере спектакля

— так же успешно выступил и молодой певец Максат Махулбеков в партии Надира. У него еще есть некоторые проблемы с голосом, впрочем, весьма незначительные, которые артист, конечно же, сумеет устранить, но есть и красота тембра, есть чистота верхних нот, есть «полетность». Все это на фоне темперамента и органичности в будущем заставит говорить о Махулбекове. Дуэты Махулбекова и Алтынбаевой в спектакле – гимн чистой и возвышенной любви. А после знаменитой арии Надира зал взорвался аплодисментами.

Стоит отметить и исполнителя партии Зурги — брутального Андрея Трегубенко, создавшего далеко не однозначный образ вождя, разрываемого противоречиями, балансирующего на грани, где любовь смешивается с ненавистью, благородство — с ревностью.

Ерболат Ахмедьяров, дирижировавший оркестром, произвел впечатление вдумчивого дирижера, хорошо ориентирующегося в тонкостях французской оперной школы. Можно сказать, что он деликатно провел спектакль и чувствовалось, что певцам очень комфортно с ним работать.

Жемчужины бывают разной величины

Театр им. Абая сейчас формально вроде бы утрачивает свое первенство в Казахстане. Ясно же, что условия финансирования этого старейшего коллектива и открытого недавно оперного театра в Астане вряд ли можно сопоставить. Деньги в бюджете театра, безусловно, решают очень многое, но есть еще нечто, на что публика может идти в театр с не самым хорошим финансовым обеспечением. И нынешняя ценность в театре им. Абая – это, безусловно, некоторые солисты. Солисты, на которых вполне логично ставить спектакли.

Увы, эксперимент с приглашением Паоло Бозизио нельзя назвать удачным, но

даже в этом абсолютно нерешенном режиссерски спектакле, этих чудовищных провинциальных декорациях было то живое чудо, привлекающее публику.

Это певцы — трепетные, с сильными голосами, дарящие публике эмоции. Ведь ради этих эмоций публика идет в зрительный зал.

И самая большая жемчужина «Искателей жемчуга» — исполнительница партии Лейлы Зарина Алтынбаева. Чуть-чуть покаламбурив, можно сравнить ее с юсуповской пелегриной, вызывавшей зависть императрицы. И сравнение Лейлы с Нормой – кто знает, а вдруг оно окажется пророческим?.. Она только начинает, но начало это оставляет ощущение чего-то ровного, свежего и цельного. Как океан, как бриз, как сказочные цветы острова Цейлон.

реклама