«Король Рогер» на Крещенском фестивале

«Король Рогер». Автор фото — Фёдор Борисович

Концертное исполнение оперы «Король Рогер» классика польской музыки первой половины ХХ века Кароля Шимановского (1882–1937) представили на суд слушателей солисты, хор и оркестр «Новой Оперы» п/у главного дирижёра театра Яна Латам-Кёнига (Великобритания). Концерт состоялся 24 января в рамках «Крещенского фестиваля в Новой Опере. Профессия: дирижёр». До этого момента опера Шимановского «Король Рогер» лишь однажды появлялась в Москве на сцене Большого театра в декабре 2002 года в рамках гастролей Варшавской оперы.

Те три программы этого фестиваля, на которых я побывал — «Страсти по Матфею» И. С. Баха, концертное исполнение опер «Жанна д'Арк» Верди и «Король Рогер» Шимановского — стали подтверждением того, что тема «профессия: дирижёр» сегодня очень актуальна.

Главными героями всех трёх программ стали именно дирижёры:

В Бахе и Шимановском — Ян Латам-Кёниг, в Верди — Михаэль Гюттлер (Германия).

О роли Латам-Кёнига в великолепном исполнении «Страстей по Матфею» я уже писал. В «Жанне д'Арк» музыка Верди и либретто весьма среднего качества по сравнению с лучшим в его творчестве, но Михаэль Гюттлер сумел вытащить из неё максимально возможное, и оркестр под его руководством был лучшей её составляющей.

В «Короле Рогере», кроме знакомства с изысканной и страстной музыкой Шимановского в живом звучании, наиболее интересным был дирижёр Латам-Кёниг, который задал эмоциональный настрой всему исполнению. Оркестр под его управлением превосходно звучал на всех динамических диапазонах: от мощного красивого форте до тонкого пианиссимо с очень тщательной фразировкой.

Опера «Король Рогер» написана по предложению кузена композитора поэта Ярослава Ивашкевича, который вместе с Шимановским написал либретто. Импульсом к сочинению этой оперы стали две поездки композитора на Сицилию в 1911 и 1914 годах. Этот остров, бывший в постантичные времена местом, где переплетались античная, христианская и арабская культуры, произвел на Шимановского очень сильное впечатление. Действие оперы происходит на Сицилии во времена правления там короля Рогера II (1095 – 1154).

В основе сюжета «Короля Рогера» лежит противостояние христианства и языческого культа Диониса.

Эта опера написана примерно в те же годы, что и «Огненный ангел» Сергея Прокофьева. Обе оперы объединяет атмосфера религиозной экстатичности, но у Прокофьева она носит явно болезненный характер.

Кароль Шимановский / Karol Szymanowski

Сюжет «Короля Рогера» непрост и многомерен. Не зря место действия — южная Сицилия, место мощных эмоций и размышлений о вере. Здесь аполлоническому духовному началу противопоставляется чувственное дионисийское, вакхическое восприятие мира. Зримым символом такого синкретизма стала Палатинская капелла королевского дворца, перестроенного из арабской крепости, в интерьере которой переплетены европейские и арабские элементы.

Архиерей и диакониса противостоят Пастуху и подпавшей под его влияние Роксане, жене короля Рогера. (На польском языке это слово имеет ещё значение «пастырь».) Сам король как бы находится меж двух огней и противостоит фанатизму Архиерея, Диакониссы и поначалу толпы.

Фигура Архиерея очень живая и действенная, не такая ходульная, как Великий Инквизитор в опере Верди «Дон Карлос». В этой партии успешно выступил бас Виталий Ефанов.

Сфера дионисийского выглядит очень привлекательно.

В этом большая заслуга Михаила Губского, неплохо справившегося со сложной — и технически, и музыкально — партией Пастуха.

Певческий состав вообще был подобран очень удачно. Баритон Артём Гарнов в заглавной партии вокально был хорош. А вот сценически — не слишком: как и большинство российских вокалистов, он не знает, куда деть руки. Марина Нерабеева в партии Роксаны, несмотря на не очень плотный голос, за счёт специфического резковатого тембра и мастерства прорезала оркестр. Убедителен был тенор Александр Скварко в партии Эдриси, арабского советника короля.

Музыка Шимановского непроста, особенно для неподготовленного слушателя.

Тем большего признания заслуживает мастерство дирижёра, сумевшего держать внимание зала в напряжении. Латам-Кёниг, с одной стороны, очень тактично сдерживал оркестр на пиано, чтобы не забивать солистов, а с другой — в эмоционально острых эпизодах не боялся заставлять певцов форсировать звук для создания экстатической атмосферы.

В опере много хоровых сцен, с которыми отлично справлялся хор театра (хормейстер Юлия Сенюкова).

Коллектив Новой Оперы за две недели осуществил четыре новых удачных исполнения, причём настолько разных стилей, что диву даёшься. Это «Страсти по Матфею» И. С. Баха, «Мазепа» Чайковского, «Жанна д'Арк» Верди и «Король Рогер» Шимановского. Колоссальный труд и демонстрация большого творческого потенциала!

Автор фото — Фёдор Борисович

реклама