В ММДМ прозвучала редко исполняемая французская музыка

Московский международный Дом музыки

В абонементе Московского международного дома музыки «Шедевры на все времена» 11 февраля 2015 года в Светлановском зале прозвучал редко исполняемый Реквием Камиля Сен-Санса. Его исполнили солисты: Анны Аглатова (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Алексей Неклюдов (тенор), Евгений Ставинский (бас); Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель Лев Конторович) и Национальный филармонический оркестр России п/у Владимира Спивакова.

В начале первого отделения НФОР и Спиваков весьма изящно исполнили сюиту, включающую семь испанских танцев: Кастильский, Андалузский, Арагонский, Утреннюю серенаду, Каталонский, Мадридский и Ла Моне из оперы Жюля Массне «Сид». Эта музыка также звучит в Москве очень редко. Спиваков и его оркестр «Виртуозы Москвы» несколько лет в непростые для коллектива времена прожили в Испании, и исполнение сюиты испанских танцев, возможно, — знак признательности этой гостеприимной стране.

Затем Сергей Антонов великолепно исполнил Концерт № 1 для виолончели с оркестром ля минор ор. 33 Камиля Сен-Санса. Это было вдохновенное, темпераментное исполнение. Звук инструмента Антонова на форте tutti, даже в условиях тяжелой акустики Светлановского зала, прорезал оркестр. Аккомпанировавший Антонову НФОР п/у Спивакова составил хороший ансамбль с солистом и этим во многом помог ему. Антонов играл в ярком, свободном стиле, что заставляло оркестр и дирижера чутко следить за прихотливыми rubati солиста.

Реквием Камиля Сен-Санса исполнялся Спиваковым с НФОР уже как минимум дважды: 21.04.2011 и 13.02.2014, но тогда с хором Академии им. В. С. Попова. В этом концерте тоже был занят первоклассный хоровой коллектив «Мастера хорового пения», который недавно блестяще исполнил «Страсти по Матфею» И. С. Баха под управлением Гельмута Риллинга. Действительные мастера своего хорового дела были и в этом концерте безукоризненны.

История создания Сен-Сансом Реквиема интересна и довольно необычна.

Композитор в течение многих лет служил органистом в парижском католическом храме св. Магдалины, будучи при этом убеждённым атеистом. Такая коллизия не могла не тяготить Сен-Санса, и в конце 70-х годов он оставил свою многолетнюю службу в храме, переселился на новую квартиру близ Люксембургского сада и отправился в концертное путешествие. В пути его застала неожиданная новость о смерти одного из почитателей его творчества Альбера Либона, завещавшего ему 100 000 франков. Эта большая по тем временам сумма дала композитору творческую свободу, освобождая от необходимости службы. Но завещание содержало приписку, в которой Либон просил Сен-Санса сочинить в его память Реквием и исполнить его в годовщину смерти, что композитор и сделал.

Когда я впервые слушал Реквием Сен-Санса, еще не зная об атеистических убеждениях композитора и обстоятельствах его создания, никак не мог отделаться от ощущения, что эта красивая, профессионально написанная музыка имеет очевидно более светский, нежели религиозный характер. Теперь всё стало на свои места.

Реквием Сен-Санса еще в большей степени близок к опере, нежели Реквием Дж. Верди.

Он даже не содержит привычную по Реквиему Моцарта «Lacrimosa» в «Dies Irae». Но не ее отсутствие — главное. В музыке Сен-Санса нет ни трагизма смерти, свойственного большинству живущих, ни просветленного ожидания смерти как избавления от земной грешной юдоли для глубоко верующего человека. Это красивая, внешне эмоционально окрашенная музыка, в ней есть даже фрагменты грустного характера, но в целом она неглубока. Спиваков очень старался придать этой музыке бóльшую глубину, чем в ней есть, и даже привнести в нее какие-то трагические настроения, но всё равно она оставалась светской и внешней.

С музыкальной точки зрения все было сделано хорошо: были сбалансированы оркестровые группы; медь, в основном, звучала чисто — всё же не зря НФОР снабжен отличным духовым инструментарием. Прекрасно исполнила партию органа Людмила Голуб, которая сейчас участвует почти во всех исполнениях произведений ораториального жанра в столице. В этом качестве она сменила покойного Сергея Дижура.

Очень профессионально исполнили свои сольные партии Анна Аглатова и Евгений Ставинский. Тенор Алексей Неклюдов в целом спел свою партию неплохо – у него красивый и насыщенный тембр, но в начале он изредка неточно интонировал, но потом распелся и стал увереннее и точнее попадать в нужные ноты. Голос Светланы Шиловой звучал не лучшим образом.

На бис хором a capella была замечательно исполнена «Ave Maria» Сен-Санса. Концерт, посвященный французской музыке, получился интересным и музыкально убедительным.

Следующий концерт абонемента «Шедевры на все времена» состоится в ММДМ 25 февраля и также посвящен французской музыке. НФОР п/у главного дирижера Новой Оперы Яна Латам-Кёнига, исполнит Симфонию до мажор Сезара Франка и еще один раритет — редко исполняемый Реквием Габриэля Форе с «Мастерами хорового пения» и солистами Анной Аглатовой и Василием Ладюком.

реклама